Оставшиеся без украинской воды виноделы Крыма открывают запасники

27.04.2014, 20:58

Видео «Сегодня. Итоговая программа»

Крымская жемчужина. Где и почему Украина закручивает гайки? Какие дивиденды способны принести России шампанские реки?

Украина на минувшей неделе перекрыла водоснабжение Крыму. С учетом того, что поставки и прежде исправно оплачивались, и сейчас все заявки были вовремя поданы, вывод один напрашивается — диверсия. Нет воды — нет денег.

Миллионов долларов Киев не досчитается. Нет воды — нет риса. Львиная доля украинских потребностей удовлетворялась крымскими плантациями. Нет, конечно, и для Крыма эта проблема весьма болезненная, но решаемая: запасы пресной воды есть, начинается расконсервация скважин.

А как все это скажется на виноделии? Корреспондент НТВ Андрей Григорьев заглянул в совсем недалекое будущее.

Созданное в день крымского референдума розовое полусладкое вино «Возрождением» названо неслучайно. От даты присоединения полуострова к России местные виноделы теперь отсчитывают новую эпоху развития отрасли.

Потомственный винодел в третьем поколении Николай Донцов из крымского поселка Крайнее теперь видит для своей продукции бескрайние перспективы. Раньше, при украинской власти, он торговал вином собственного производства полуподпольно — лицензии на продажу не было.

Николай Донцов, винодел: «Дипломы и золотая медаль есть, а лицензии нет. Потому что надо было дать взятку — примерно 700 тысяч».

А сейчас все документы оформляют в ускоренном порядке. Виноделие стало одним из приоритетных направлений экономической программы нового правительства республики.

Николай Полюшкин, министр аграрной политики и продовольствия Республики Крым: «Была большая-большая проблема с тем, чтобы в реалиях Украины получить лицензию на оптовую торговлю, причем независимо от объемов производства. Организационная и финансовая проблема. Плюс еще коррупционная составляющая. Сейчас предприятия получили российскую лицензию за две недели. Вот прямо в здании министерства».

У крымского виноделия — двухтысячелетняя история. Первые сорта винограда здесь выращивали еще древние греки, но настоящее процветание пришло в отрасль в советские времена.

Климат позволяет выращивать любые сорта винограда и, соответственно, производить весь спектр винодельческой продукции — от сухих вин до крепленых, от шампанского до коньяка. Сохранить большую часть крымских шато удалось и во время горбачёвской кампании по борьбе с пьянством, когда виноградники уничтожались повсеместно, а вот в последние 20 с лишним лет на виноделие сыпался удар за ударом.

Николай Полюшкин: «В рамках украинского законодательства коньячная отрасль была практически уничтожена. В каком смысле? Не перекуривать-курить собственные коньячные спирты, а покупать импортные. Это обходилось в три-четыре раза дешевле, чем курить собственные».

На минувшей неделе Киев перекрыл канал, по которому на полуостров поступала пресная вода, но в Крыму были готовы, и поливают виноград теперь из скважин, которые есть практически у каждого предприятия. А в принципе, это растение и засухи не боится. Как принято считать, чтобы вино было хорошим, виноград должен страдать.

Дмитрий Жданов, директор коньячного завода: «Перспективы огромные, так как рынок гораздо больше, чем украинский. Мы поэтому только выиграли».

Для Октябрьского коньячного завода — также, как и для других крымских производителей (Массандры, Коктебеля, Инкермана, Нового Света), — во-первых, открылся большой внутренний российский рынок, во-вторых, появились новые возможности для экспансии на рынок международный. Объемов у крымского виноделия, уверяют специалисты, для этого достаточно, увеличить разлив — лишь дело техники.

Георгий Чичинадзе, главный винодел завода марочных вин: «Для этого нам нужна поддержка. Прежде всего, на государственном уровне. Производители чтобы отошли от вин слабого качества. Тогда только совместными усилиями мы сможем представить на мировом уровне крымское вино. Ведь 20 лет назад про вина Чили тоже никто не знал. В Чили была очень сильная поддержка государства».

Солнечные часы у проходной Инкерманского завода марочных вин, между прочим, всегда показывали московское время. Предприятие построено на месте глубоких каменоломен — это как раз идеальные условия для хранения вина.

Вырубленное в известняке подземелье площадью 5,5 гектаров (примерно девять футбольных полей) — это и есть знаменитый винные погреба Инкермана. Сквозь дерево дубовых бочек в год только испаряется до 60 тонн вина. В виноделии это называется «доля ангелов».

Подробнее — в репортаже НТВ.

Связанные новости

Новости по теме

Читайте также