В Германии открываются молодежные церкви с чил-аутами и барными стойками

21.04.2014, 11:04

Видео программы «Сегодня»

В Германии пытаются привлечь молодых прихожан в храм, сделав его ближе и доступнее. Вместо длинных проповедей — театральная сцена, а вместо чтения молитв — разговоры о счастье.

Корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг узнал, как церковь идет в ногу со временем.

Крестный путь для католиков — одно из главных богослужений. Верующие вспоминают на нем о последних страданиях Христа. Но молодежи в немецких церквях и в такие пасхальные дни с каждым годом все меньше. На сей раз приходы вокруг Берлина объединились в надежде на многотысячное шествие для юных прихожан. Пришли 15 человек.

Михаэль Вендт, пастор методистской церкви: «В Германии почти для любого молодого человека Пасха теперь — не религиозный праздник, а так, еще пара выходных дней, плюс пасхальные яички да зайчики, да прочая бессмысленная мишура».

Зато в кирхе Святого Луки в Нюрнберге тем же вечером не протолкнуться. Отныне она, впрочем, называется Lux. Это крупнейший молодежный храм Германии. От привычного храма осталось немного. На месте паперти — вход будто в ночной клуб, дальше — барная стойка, чил-аут, а за дискотечным звуком и светом почти незаметны церковный орган, распятие и продвинутый пастор.

Тобиас Фритче, пастор молодежной церкви Lux: «Это моя бабушка могла ходить в сырую, нетопленую церквушку и смиренно там часами читать молитвы. Сегодня это молодым не нужно».

Вместо заученных молитв и строгих обрядов — концерт школьной рок-группы с христианскими текстами и проповеди на свободные темы в исполнение самих подростков. Вчера говорили о влюбленностях и любви. Сегодня — есть ли счастье в шоколаде.

Прихожанка: «Доказано: из-за шоколада масса тела снижается, ибо он ускоряет обмен веществ. Больше того, людям кажется, что они поступают нехорошо, съедая так много сладкого. И вот приходят в спортзал. От одного спорта только счастливой тоже не станешь».

Итог в богословском диспуте на правах пастора подведет 16-летняя Мириам, изложив доходчивее некуда свои прописные истины и заблуждения.

Мириам Эрюзичи, прихожанка молодежной церкви Lux: «У меня вот написано: счастье в том, чтобы быть с Богом, а я думала, это когда в лотерею выигрываешь или 100-метровку первой прибегаешь. Короче, когда везет, разве нет?»

В зале в этот момент одни обращаются к Богу, другие — к Facebook. Мама Мириам, тоже священнослужительница, гордится юной сменой и гибкостью немецкой церкви.

Лиза Николь-Эрюзичи, пастор Евангелической церкви: «В моей молодости, когда я решила себя посвятить Закону Божьему, в нашей баварской провинции это было настоящим вызовом обществу. Как так, священник — женщина? А сегодня, видите, и не такое возможно».

То, что благочестивым российским верующим, скорее, покажется сектой, в Европе окончательно становится массовым движением. Создание молодежных храмов на месте привычных, пустеющих, поддерживает и протестантская, и католическая церковь. В одной лишь Германии их уже почти две сотни. Консервативные епископы вначале сопротивлялись, но в итоге смирились: ведь единственная альтернатива омоложения древней церкви, как правило, ее закрытие.

Сторонники молодежных храмов уверен: церковь менялась испокон веков, вот и сейчас должна идти в ногу со временем. Противники не согласны: стоит ли, раз уж время такое, славить Бога на танцплощадках у алтарей или хард-роком все в той же нюрнбергской кирхе, выступающей нынче и декорацией для модных клипов? Одно бесспорно: паства — в восторге. Хотя ведет ли пастырь прихожан или наоборот, тут уж давно не ясно.

Корреспондент: «А что на этой мессе сегодня Вы узнали о вере, о Боге?»
Прихожанка: «Я вообще без понятия».
Прихожанин: «А я все-таки понял, что грехи есть у всех, и что Бог нас простит».

Читайте также