Неизвестной подводной операции «Бегемот» исполнилось 15 лет

08.08.2006, 13:03

15 лет назад российская подводная лодка «Новомосковск» впервые в истории флота выпустила весь свой боезапас, 17 баллистических ракет. Учебная операция сразу стала уникальной. Но тогда о ней быстро забыли. Спустя 10 дней случился августовский путч 1991 года.

15 лет назад российская подводная лодка «Новомосковск» впервые в истории флота выпустила весь свой боезапас, 17 баллистических ракет.

Учебная операция сразу стала уникальной. Но тогда о ней быстро забыли, через десять дней после этого произошел путч.

Об учебной операции «Бегемот» и последней победе советского подводного флота — специальный репортаж корреспондента НТВ Ильи Федосова.

Вечером 6 августа 1991 года американская станция слежения засекла пуск ракеты из акватории Баренцева моря. Через несколько секунд на экранах радаров появилась еще одна точка, затем еще одна. В течение двух минут из-под воды стартовали 16 межконтинентальных баллистических ракет. «Похоже, русские сегодня гуляют, сэр», — после долгой паузы сказал своему командиру один из младших офицеров.

Русские действительно в этот день гуляли, отмечая успех операции «Бегемот»: впервые в мире подводная лодка сразу выпустила весь свой ракетный боекомплект.

С началом перестройки решался вопрос, чем пожертвовать в процессе разоружения, шахтными ракетными установками или подводными ракетоносцами. Приводились доводы, что субмарины все равно не способны использовать все свои ракеты. Руководство флота, разумеется, с этим не соглашалось, но и доказательств своей правоты не имело. За решение этой проблемы взялись в ЦКБ «Рубин».

Игорь Спасский, генеральный конструктор ЦКБ МТ «Рубин»: «16 штук подряд выдержать такое воздействие. Это как 16 раз накаута… Ведь достаточно одного, чтоб человек упал».

Для того, чтобы узнать, как поведет себя подводная лодка при пуске, американцы бы просто пускали ракеты и замеряли параметры. У советского флота таких денег не было. Наши инженеры придумали, как смоделировать и рассчитать пуск ракет без ракет.

Стрельбы должна была выполнить лодка К-84, теперь — «Екатеринбург». В декабре 89-го субмарина с большим количеством представителей штаба на борту вышла в назначенный квадрат. Но начальственная суета вокруг операции «Бегемот» сыграла свою роль, случилось ЧП.

Игорь Курдин, в 1990–1991гг. командир подводной лодки К-84: «В процессе стрельбы произошел сбой в работе автоматики. Там кое-что не было предусмотрено. И люди попытались вмешаться в работу автоматики. Это привело к отмене всей стрельбы и даже к взрыву одной из ракет в шахте №6».

Только благодаря тому, что замок люка шахты уже был открыт, лодка практически не пострадала, но моральный эффект от неудачи оказался сильным. От задуманного, тем не менее, не отказались. Операцию «Бегемот-2» должен был выполнить экипаж лодки К-407 — самого совершенного на тот момент ракетоносца.

На уникальных кадрах, снятых специалистами Севмаша, лодку К-407 выводят на государственные испытания. В центральном посту — молодой командир экипажа Сергей Егоров. На подготовку второго «Бегемота» ушел год ежедневных тренировок.

Сергей Егоров, в 1991-м году командир подводной лодки К-407: «Когда мы начали тренироваться на ДМБ, — это действующие макеты — только крышки шахт открывались, мы проваливались поначалу. Пока не научились, технику немножко не доработали».

На первый взгляд, кажется, что самое сложное — это пустить ракеты. Но это не так: за пуском ракет на подводной лодке следит автоматика. Самое сложное — вручную удержать лодку на заданной глубине, в так называемом пусковом коридоре, это от 50 до 40 метров от поверхности воды. Малейшая ошибка экипажа, лодка провалится, электроника заблокирует пусковые системы, боевая задача не будет выполнена.

Высшее флотское начальство помнило о неудаче 89-го года и решило не рисковать. Из штаба прислали проверяющих с установкой «не допустить». Ответственность взял на себя контр-адмирал Леонид Сальников. Первый раз, когда разрешил выход в море, и второй раз, когда за несколько минут до стрельб пропала связь с сопровождающим сторожевиком.

По инструкции стрельбы нужно было отменить. Но слишком много сил было затрачено на подготовку операции. И Сальников приказал: «Стрелять».

В любительском архиве сохранилась единственная видеозапись уникального эксперимента. Ракеты выходят с интервалов в 7–10 секунд. В этот момент на подводной лодке очень шумно: с помощью сжатого воздуха перекачиваются десятки тонн воды. И неуютно из-за качки.

Сергей Егоров, в 1991-м году командир подводной лодки К-407: «Вверх подпрыгивает, вниз уходит, как на качелях. После каждого старта ракеты одерживаем глубину — лодку возвращаем на место».

Только две ракеты, первая и последняя, были выпущены прицельно по полигону на Камчатке. Остальные, как и предполагалось, самоликвидировались в воздухе. Когда вышла последняя, шестнадцатая ракета, на сторожевике началось ликование.

Спустя полгода Советский Союз перестал существовать. Советские наградные инстанции тоже. Экипажу дали, что осталось — 20 орденов Красной звезды. Командиру с задержкой присвоили очередное звание капитана первого ранга.

Об операции «Бегемот», последней победе советского флота, заговорили только много лет спустя. Ее назвали генеральная репетиция Апокалипсиса. И есть за что. Ракеты на субмаринах оснащены разделяющимися боеголовками. Если хотя бы одна лодка выпустит весь свой боезапас, на планете наступит ядерная зима.

Читайте также