Броневицкий один из многих, кто искал и единственный, кто нашел

31.07.2006, 17:41

Легендарному музыканту Александру Броневицкому в 2006 году исполнилось бы 75 лет. Вокально-инструментальный ансамбль — его изобретение.

Легендарному музыканту Александру Броневицкому в 2006 году исполнилось бы 75 лет. Вокально-инструментальный ансамбль — его изобретение.

Как формировался командный дух первого ВИА Советского Союза и кто стал первой звездой стран Варшавского договора.

Рассказывает корреспондент НТВ Николай Никитин.

На сайте, посвященном петербургской клубной сцене, около 700 групп. Какие-то из них рождаются, какие-то умирают. Сейчас этим никого не удивишь, а в далеком 1956-м в Советском Союзе была только одна «Дружба». Это было дейтвительно важное значимое явление, особенно если учесть, что легендарные «Биттлз» на первую репетицию собрались спустя три года — в 59-м.

Музыканты первого ВИА «Дружба» ностальгически прогуливаются по Румянцевскому садику. Все зарождалось 50 лет назад. Здесь, на Васильевском острове, они собирались на первые репетиции.

Им приходилось петь на языке «пушту», так называемыми «четвертьтоновыми ходами». То есть нотами, которых в европейской музыке попросту нет. Этому нигде не учили, но в то время так было принято: если сказали «надо», только и оставалось, что ответить «есть». Человек, который говорил «надо» руководствовался вовсе не идеологией, а личной убежденностью в том, что музыка — единственный и универсальный язык.

Виталий Коротаев, музыкант: «У Броневицкого была такая „фишка“: когда мы ездили на зарубежные гастроли, он всегда обязательно находил те песни, который популярны в этой стране. Я пел и на финском, и на румынском.».

Гений советской эстрадной аранжировки старался быть идеальным и того же требовал от других. Если артист плохо знал текст, Броневиций его не ругал, а просто выводил перед несколькими тысячами слушателей. Видимо открывались плохо изученные функции мозга. Номер артист исполнял.

Анатолий Фокин, музыкант: «И зал взорвался аплодисментами, этот трюк закрепив. У меня на следующий день текст от зубов отскакивал! Надо вынести это состояние»

Командный дух формировали в самых авторитарных традициях, на хоккейном поле, например. Редкий снимок — матч артистов Броневицкого в Белоруссии. Броневицкий, как и полагалось серому кардиналу, вел счет.

Он один из многих, кто искал и единственный, кто нашел. Такая форма как вокально-инструментальный ансамбль — его изобретение. Это потом были «Песняры» в Белоруссии, «Червона рута» в Закарпатье, «Поющие гитары» и «Веселые ребята». Благодаря все тому же «надо» Броневицкого, солистка хора польского землячества при Ленинградском Университете стала первой звездой стран Варшавского договора.

Эдита Пьеха, народная артистка СССР: «Ансамблевые песни он так аранжировал, что когда они начинали петь — на одном дыхание, многоголосие — все это становилось такой симфонией, причем он дрался, бился за это звучание. Его обвиняли в том. что он был деспотом, но он не был деспотом. Он был одержимым».

Впрочем, аранжировщиком Броневицкого никто не считал, скорее режиссером. «Зримая песня» — это отнюдь не товстоноговская идея. Эдита Пьеха отлично помнит: это были не просто концертные номера, а малые театральные постановки. При этом продукт не выглядел студенческим капустником. Но так получилось, что «Дружба» оказалась в центре вражды, и только высший худсовет Союза выдал индульгенцию от нападок партноменклатуры.

Эдита Пьеха, народная артистка СССР: «А в 1959 году нас разогнали всех и сказали, что хватит насаждать здесь лжеискусство. Получилось грустно. Но опять мне голос из космоса как будто информацию передал: „А есть еще худсовет повыше ленинградского“».

Порой его считали идеологическим диверсантом по аналогии с Элвисом Пресли. Ведь именно Броневицкий провел разделительную линию между людьми искусства и людьми при искусстве. Первые победили. Как выразилась Эдита Пьеха, «это вам не просто вальсок написать».

Читайте также