Знаменитым скульптурам из Петербурга и Петергофа подыскали двойников

15.04.2014, 20:38

Видеосюжет: Мария Сапожникова
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Копии скульптур устанавливают на постаментах в парках Северной столицы. Накануне туристического сезона это единственный способ уберечь оригинал от сурового климата и вандалов.

В Петербурге — очередная волна замены исторических скульптур. Большая перемена на петергофском каскаде «Золотая гора». Здесь к открытию сезона место оригиналов займут шесть высокохудожественных новоделов.

Ко Дню города в Александровском саду пустующие долгое время постаменты займут фигуры Геракла и Флоры. С точки зрения внешнего сходства скульптуры никаких вопросов не вызывают, а вот смогут ли они прослужить так же долго, как их исторические оригиналы? Корреспондент НТВ Мария Сапожникова провела сравнительный анализ.

Редкий случай, когда копия и подлинник соседствуют так близко. Легко почувствовать разницу. По скульптурам XVIII века можно читать историю их жизни. На мраморе отпечатались и перепады температур, и влажный климат, и следы негативного воздействия горожан: часто специалистам приходится удалять с подлинников краску, чернила и даже губную помаду. Флора и Геракл простояли в Александровском саду 200 лет. Это внушительный срок для итальянского мрамора в условиях петербургского климата.

Надежда Ефремова, заместитель директора Музея городской скульптуры: «Структура мрамора достаточно пористая, шероховатая, поскольку идет естественное старение камня. Все это, конечно, попадает в поры, и эти загрязнения очень трудно вытащить».

Прежде чем приступить к копированию, восстанавливают утраченные элементы подлинника. Гераклу пришлось возвращать пальцы левой руки. Он чаще других страдает от навязчивого внимания горожан. Форма, в которую заливают материал из мраморной крошки, должна передать сотни малейших складок одежды и рельеф скульптур. А чтобы поверхность не была совсем гладкой, специалисты создают эффект естественного выветривания камня.

Несмотря на то, что копия скульптуры Геракла уже готова, возвращать ее в Александровский сад пока не торопятся. Впереди майские праздники, массовые гуляния. Эти тревожные дни для городских скульптур новое изваяние переждет в мастерской. На постамент современного Геракла обещают поставить ко Дню города.

Оставшиеся без места под редким петербургским солнцем подлинники не будут заперты в темных музейных хранилищах. Сейчас идут поиски крытого пространства, где можно было бы представить их во всей красе. Игорь Бурдинский для демонстрации ценных скульптур предлагает просторные площади бывших заводских цехов. Здания «Красного знамени» — сами по себе памятники. Несмотря на то, что время на старых заводских часах остановилось, владелец верит, что жизнь здесь только начинается.

Игорь Бурдинский, собственник бывшей фабрики «Красное знамя»: «Предстоит сделать верхние стекла, открыть широкие окна. Тогда появится свет. Еще нужно будет сделать полы. Как говорится, глаза боятся, а руки делают. Здесь все можно привести в порядок».

Удобно, когда есть с чего снимать мерки. Но когда появляется идея воссоздать то, что бесследно утрачено почти век назад, приходится довольствоваться лишь черно-белыми снимками. В мастерских старого завода приступили к работе над скульптурной группой Диоскуров.

Статуи из медных листов простояли на крыше посольства Германии на Исаакиевской площади меньше года. В июле 1914 года после объявления войны нашей стране толпа горожан устроила погром на крыше здания. Часть скульптур сбросили в Мойку, другие вывезли, но куда — осталось неизвестным.

На реставрацию в другой мастерской привезли статуи, которые украшали каскад «Золотая гора» в Петродворце. Шести наиболее ценным скульптурам изготовят двойников из мраморной крошки.

Виль Юмаигулов, хранитель фонда скульптуры музея-заповедника «Петергоф»: «Копии будут даже эффектнее выглядеть, потому что там нет потемневших участков мрамора, нет многочисленных швов, реставрационных склеек. Эти изваяния будут производить впечатление хорошо сохранившихся скульптур».

Современные двойники исторических скульптур должны прослужить не меньше оригиналов. Для подлинников в Петергофе хотят построить стеклянный павильон, чтобы защитить их от внешних воздействий, но в то же время оставить в естественной среде. Неоднозначное отношение к копиям многие сотрудники музеев разделяют, но вынуждены идти на этот шаг, когда по-другому подлинные памятники искусства уже не спасти.

Читайте также