Угольный бизнес истребляет старинные немецкие поселения

09.03.2014, 11:34

Видео программы «Сегодня»

Жители местечка Лаузиц, что на востоке Германии, вынуждены платить слишком высокую цену за один из самых дешевых видов энергии. Власти страны ратуют за возобновляемые и экологически чистые энергоисточники и не мешают угольному лобби выбивать все новые и новые места добычи, равняя с землей деревни с многовековой уникальной историей.

Дом Фалько Хёпфнера из Лаузица — это его крепость. У входа вместо злой собаки гостей встречают угрозы от разозленных жильцов: не дадим себя закопать!

Фалько Хёпфнер, местный житель: «По соседству месторождения угля уже истощены. Выходит, та же участь постигнет и нашу деревню, если мы не выступим против».

О том, что трем окрестным селам предстоит пойти под снос, Фалько, как и тысячи местных жителей, узнал случайно по радио. Его дому исполнилось 200 лет, церкви напротив — и того больше. Деревня прошла через множество войн — от 30-летней до Второй мировой, чтобы уже в XXI столетии уйти в небытие. Мирной Германии, объяснили жителям власти, нужно больше дешевой энергии, а она ведь буквально здесь под ногами.

В шуме, грохоте и пыли придется жить нескольким поколениям, даже если село не снесут. Это невыносимые условия, но немецкие законы говорят, что все в полном порядке.

Просевшие из-за грунтовых вод дома, отравленные реки и на глазах пустеющие деревни: кто захочет переезжать в село, обреченное сгинуть? Как выяснил корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг, на протестные марши в округе из года в год выходят чуть ли не все местные жители, но в стране, на словах выбирающей возобновляемую энергетику, а на деле увязающей все глубже в буром угле, их голос почти что не слышен.

Безуспешной оказалась борьба местных жителей с угольным бизнесом и лобби во власти. С тех пор, как три года назад Германия под экологическим предлогом провозгласила отказ от атомной энергетики, план расширения угледобычи был без шума и пыли лишь продлен до 2070 года. К этому времени от Лаузица, возможно, уже ничего не останется.

Читайте также