Британский путешественник и его друг ждут приговора

13.04.2006, 20:34

Видео программы «Сегодня»

Сегодня британский путешественник Карл Бушби и его американский друг Дмитрий Киффер предстали перед судом Лаврентия. К счастью для них — не Павловича.

Сегодня британский путешественник Карл Бушби и его американский друг Дмитрий Киффер предстали перед судом Лаврентия… К счастью для них — не Павловича. В дальнем чукотском поселке такой процесс и такие подсудимые случились впервые — Бушби и Киффера задержали в тундре по дороге из Южной Америки в Англию.

Поначалу, не оценив юмора, их записали в нарушители: у компаньонов были российские визы, но штампы о пересечении границы отсутствовали. Зато имелся пистолет и прибор спутниковой навигации. Позже выяснилось — это все-таки интуристы, а не шпионы: англичанин совершал рекордный пеший переход, а американец сопровождал его через Берингов пролив.

Теперь друзей обвиняют не в незаконном пересечении границы (это уголовное преступление), а в нарушении правил ее пересечения — это статья административная, и по ней Бушби с Киффером грозят штраф и депортация.

Но обвиняемые надеются, что приговор будет: «В Сибирь!» Они очень хотят, чтобы им разрешили продолжить путешествие. Суд, возможно, и не против, но перед ним стоит мучительный языковой барьер. Из Лаврентия передает специальный корреспондент телекомпании НТВ Дмитрий Калениченко.

Последнего шпиона, который шел подрывать советскую власть, в этих местах видели в 20-х годах прошлого столетия. В последующем границу нарушали только белые медведи и браконьеры. Поэтому Чукотка, даже несмотря на суровый климат, всегда считалась тихим местом для чекиста. А тут такое — классика жанра, настоящий шпионский триллер на бескрайних чукотских просторах.

В тот день добровольная чукотская дружина отрапортовала, что засекли двоих в желтых комбинезонах, похожи на космонавтов, по-русски не говорят.

Димитрий Киффер: «Я сказал по-русски: „Привет“». И они в ответ тоже: «Привет». Я достал вот этот разговорник, чтобы прочесть: «Я понимаю, шучу по-русски».

Несколько дней с непрошенными гостями на заставе беседовал капитан Ким, который их и задержал.

Сергей Ким, сотрудник пограничной службы РФ: «Они сказали: Вау, вы офицер? — Говорю: „Да“». — «А в каком звании?» — Говорю: «Капитан». — «Такой молодой!»

Молодого чекиста насторожило, что иностранцы знают о соотношении званий и возраста в российской армии. Расследовали. Британец оказался бывшим десантником, американец — вообще из семьи российских эмигрантов: бабушка из Питера. Да и зовут его Дмитрий. Поползли слухи, что он шпион.

Карл Бушби и Дмитрий Киффер убеждают, что льдина виновата, по которой они шли из Аляски в Россию: она сместилась. Из-за метели путешественники окончательно заблудились.

В поселке только отец Леонид слово «заблудились» трактует по Святому Писанию — и заблудшим предоставил свой дом до суда.

Отец Леонид, настоятель храма Архангела Михаила: «Власти соответственно как-то реагировали со своей стороны адекватно в административном плане. Но какого-то гостеприимства большого в первое время никто не проявлял».

В этом доме, как во время экспедиции, иностранные гости спят на полу, пьют много кофе с хлебом и сыром. Англичанин больше молчит, американец болтает уже по-русски.

Карл Бушби: «Я боюсь, что мне не дадут вернуться в Россию. И тогда пропитанные потом рубашки, стоптанные в кровь ноги — все без толку».

Карл Бушби считает, что отсутствие отметки пограничника в паспорте и каких-то бумажек — не повод лишать его мечты.

Джим Ваддл, строитель: «Вот эти бумажки: мое разрешение находиться в приграничной зоне, это миграционная карта, а это виза».

Джим приехал на Чукотку из Канады. В сентябре будет пять лет, как он строит дома в приграничном регионе. Каждый год он готовит документы заново.

Карл и Дмитрий уверяют, что не знали об этой процедуре въезда и пересечения приграничной зоны.

Присутствие британца и американца в поселке сделало английский язык самым популярным предметом в местной школе. Но учиться детям не дали. Двух молодых преподавателей английского кинули закрывать языковые дыры отечественной юриспруденции.

Обвиняемым был представлен единственный адвокат в поселке, английский на нуле. Процесс начался с того, как писать в протоколе фамилию британца.

Прокурор на слушание не явился. Карл и Дмитрий почувствовали себя свободными. Они подумали: нет стороны обвинения, нет и самого обвинения. Но заседание продолжилось и длилось целый день. Скорее всего, завтра суд вынесет вердикт.

Читайте также