На петербургской премьере оперы Щедрина нашлись недовольные

03.03.2014, 20:15

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Оперу «Не только любовь», поставленную почти полвека назад в Большом театре, и в Петербурге XXI века не обошел скандал.

В «Санкт-Петербург опера» прошла премьера спектакля «Не только любовь» Родиона Щедрина. На нее автор приехал с супругой Майей Плисецкой. Опера написана в 1961 году, в ее основу легли рассказы Сергея Антонова о деревенской жизни российской глубинки.

Произведение Родиона Щедрина ставили не часто, но и не запрещали: партийная элита его не приняла. Не принимают оперу коммунисты и сегодня. Спустя 50 лет после первой постановки, среди зрителей премьерного показа нашлись недовольные.

Корреспондент НТВ Павел Рыжков выслушал мнения.

Юрий Александров договорился с коллекционерами винтажа, чтобы в его постановке было восприятие этого времени буквально на ощупь. Если можно так сшить, то материал сапог середины 60-х, платьев и даже ватника не повторить.

Частушки с классическими вокальными интонациями у Родиона Щедрина не простое облечение фольклора в такую форму, а передача оперными приемами сельского быта.

Это сегодня в творческом багаже композитора произведения, созданные на сюжеты крупнейших русских писателей. А в первой опере, написанной в 1961 году, Родион Щедрин использовал советскую тематику. Сюжет разворачивается в деревне и, как признался как-то сам автор: «Пишу колхозного „Евгения Онегина“».

Название оперы «Не только любовь» можно перефразировать. Несмотря на потасовки и деревенские проблемы, все закручено вокруг любви. Колхоз возглавляет энергичная женщина, но, несмотря на всю твердость характера и бойкую натуру, она оказалась во власти нахлынувших чувств.

Александрову автор дал полный карт-бланш с правом менять все что угодно. Но режиссер не исправил ни ноты. На премьеру Родион Щедрин вместе с супругой Майей Плисецкой прибыл лично. После просмотра первого акта в зале нашлась зрительница, которая пожелала высказать свое недовольство именно композитору.

Людмила Крыжановская, преподаватель русского языка, член КПСС до 1991 года: «Мне принципиально не нравится. Это опошление советской действительности, принижение советских людей. То ли сам уважаемый композитор выбрал такое либретто, то ли он его выбрал по каким-то личным причинам и материальному характеру?»

Щедрин рассказал, что все то же самое было после первой постановки в Большом театре в 1965 году, когда его трясли за грудки. А он просто написал оперу на рассказы Сергея Антонова.

Родион Щедрин, народный артист СССР, композитор: «Наоборот, я и в этой постановке и в этих артистах, которые это исполняют, ощущаю огромную порцию любви и симпатии к людям той поры».

«Не только любовь» ставили еще в Малом оперном в Ленинграде. Считается, что постановочная судьба оперы неудачна именно из-за либретто.

Майя Плисецкая, народная артистка СССР, балерина: «Чудные режиссеры ставили. Ничего не выходило. Первый делал Тышлер художник. Ничего не вышло. Дирижер был Светланов. И ничего не получалось. Плохое либретто».

Кстати с тех пор, сочиняя музыку на сюжеты кого бы то ни было из великих, Щедрин либретто пишет сам.

Читайте также