Искусная защита: современные технологии дадут отпор культурным подделкам

26.02.2014, 15:00

Видеосюжет: Мария СапожниковаАлександр Щерба
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Представленная в Эрмитаже технология маркировки экспонатов должна защитить предметы искусства от подмены и в случае необходимости подтвердить их подлинность. То, что искусство нуждается в искусной защите, было известно всегда, но только сейчас стали подключать к этому процессу высокие технологии.

По иронии судьбы новая разработка предоставлена Эрмитажу одной из структур Министерства обороны. Ведомством, с которым музей уже длительное время ведет диалог по поводу имущественных отношений. На этот раз стороны поняли друг друга с полуслова. Военные предоставили Эрмитажу новую методику определения подлинности музейных ценностей. В армии тоже есть похожий принцип определения свой — чужой.

Как подсчитал корреспондент НТВ Александр Щерба, на сегодняшний день коллекция музея насчитывает около трех миллионов произведений искусства. Точной статистики нет, но без ошибки можно утверждать, что тысячи экспонатов даже на данную минуту находятся на выставках, экспозициях, за рубежом и в России. В общем, вне пределов Зимнего дворца. Когда ценности вернутся домой, в течение нескольких секунд можно будет узнать, не подделка ли.

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: «Музей живет в общем-то в мире не совсем музейном, в котором часть этого мира вечно говорит о том, что в музеях что-то пропадает и любят очень много проверять. А другая часть хочет что-то такое украсть и подделать».

Неформально многие музейщики говорят, что случаи, когда подлинник меняется на подделку, происходят как раз на этапе выставок. Чаще зарубежных. Картину давно уже, что называется ведут, готова копия и необходимо лишь время на подмену.

Трудно представить ситуацию, когда при возвращении сотрудник таможни будет иметь возможность удостоверить подлинность сотен, а, может быть, и тысяч предметов искусства. А далее их могут на годы отправить в запасники, и там будет храниться то ли копия, то ли подлинник.

Метод маркировки предметов для Эрмитажа — это невероятно большой шаг к усилению сохранности предметов искусства. Со стороны кажется, принцип настолько прост, что возникает вопрос, почему это не реализовали раньше. Ведь есть же подобные примеры. В том числе и в России в области борьбы с угоном автомобилей.

Тысячи микроточек размером с песчинку наносятся на все основные детали машины. Каждая такая точка содержит персональный идентификационный номер транспортного средства. Угонщику, даже если он поменяет номера на основных агрегатах, практически невозможно это сделать на остальных. Они так скрыты, что целесообразность похищения машины ставится под сомнение.

Из 3500 музеев России в 130 охраны нет вообще. В 2000-х безопасность обеспечивает вневедомственная охрана, в остальных в лучшем случае ЧОПами, в худшем — сторожами-пенсионерами. При том что отечественная техника позволяет обеспечить сохранность ценностей.

Однако финансово вкладываться в техническое развитие систем безопасности многим провинциальным музеям не выгодно. Проще платить зарплату смотрителям. В итоге многие хранилища столкнулись с проблемой выноса имущества из запасников самими служителями. Взамен подлинника на место вешается качественная копия. Специалисты называют это началом криминальной цепочки «посредник-покупатель».

Корреспондент НТВ Мария Сапожникова вспомнила громкие случаи, когда музеи оказывались в сводках криминальной хроники.

Среди туристов, гуляющих по залам музеев с мечтой просто взглянуть на подлинники мастеров, есть те, кто внимательно вглядывается в картины с конкретной целью — совершить похищение века. Редкий крупный музей избежал попытки кражи шедевров.

В 2001-м из Эрмитажа преступник вынес картину французского художника Жана Леона Жерома «Бассейн в Гареме», которую в свое время купил лично Александр III. Вырезанное из рамы полотно вернули через пять лет в приемную КПРФ в Госдуме.

Преступник варварски вырезал шедевр буквально за несколько секунд. И судя по всему, до этого момента он не имел дела с картинами. Он не скатал холст, как обычно это делают, а сложил как простой лист бумаги, чем сильно прибавил работы реставраторам. Линии сгиба разделили картину на четыре отдельные части. Реставраторы больше двух лет возвращали полотну первоначальный вид.

Громкая кража двух картин Василия Перова произошла в Русском музее — «Бобыль-гитарист» и эскиз к знаменитому полотну «Тройка». В 6 утра преступники разбили стекла со стороны Михайловского сада. Пожалуй, это была единственная точка, которая плохо просматривается снаружи. Картины Перова висели всего в двух шагах от разбитого окна.

В этом случае охрана застигла преступника врасплох, но он все же успел вырезать из рамы два холста. Отстреливаясь от сотрудника полиции, он скрылся. На этот раз злоумышленник оказался не новичком. Он входил в преступную группу, на счету которой несколько разбойных нападений на ювелирные и антикварные магазины.

Жертвой ловких и талантливых мошенников стал и известный российский олигарх Виктор Вексельберг. В 2005 году он приобрел на аукционе The Christie’s картину Бориса Кустодиева «Одалиска» почти за 3 миллиона долларов. Через год выяснилось, что купленная вещь — подделка. Факт подтвердили сразу несколько экспертных советов. Это был не первый и не последний скандал в мире фальшивого искусства. Не случайно у коллекционеров популярны не только аукционные каталоги, но и сборники подделок.

Эксперты утверждают, что сегодня российский рынок живописи буквально переполнен копиями работ знаменитых мастеров, которые выдаются за оригиналы и, соответственно, продаются за огромные деньги. Дошло до того, что, по утверждениям известного российского галериста Марата Гельмана, одна из поддельных картин, изготовленных мошенниками из Санкт-Петербурга, оказалась в личной коллекции президента. Кто-то сделал подарок без экспертизы на подлинность.

Читайте также