Кто в квартирке живет: неизвестные обманным путем вселяются в комнаты умерших стариков

21.02.2014, 16:47

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Жилищное агентство Калининского района Петербурга и муниципальные депутаты пытаются разобраться, как используются квартиры одиноких пенсионеров, ушедших из жизни.

История трехнедельной давности, когда петербургские полицейские ловили в квартире умершего одинокого пенсионера гастарбайтеров, вызвала неожиданный резонанс. Депутат муниципального образования «Прометей» в Калининском районе заявляет, что с подобным опустевшим и неприватизированным жильем регулярно происходят странности.

Непонятные люди то срывают с дверей пломбы, то выносят вещи бывших хозяев. Для справки: только в одном Калининском районе после одиноких людей остается 30–50 квартир в год. И это далеко не городской рекорд. По мнению муниципала, такие случаи не могут происходить без ведома представителей городских и правоохранительных структур.

Корреспондент НТВ Алексей Чеботарёв рассказывает о новой жизни квартир после смерти их социальных нанимателей.

2012 год, съемка камеры видеонаблюдения. Полтора месяца, как умерла пожилая обитательница квартиры на первом этаже дома №19, корпус 2 по улице Ольги Форш. Но вот в подъезд входят женщина, держащая в руках ключи, и мужчина. Подходят к опечатанной двери, уверенно открывают ее и исчезают в квартире.

Покидают ее почти через полчаса с телевизором, ковриком и большой сумкой. Через пару недель та же дама появляется вновь, безапелляционно срывает пломбы, чтобы забрать из помещения этажерку для обуви и стремянку. При появлении соседей эта железная леди самообладания не потеряла.

Валентина Двукраева, в 2012 году жительница дома №19–2 по улице Ольги Форш: «Я спросила их, кто они такие, на каком основании они попали в эту квартиру. Женщина меня послала подальше. Мол, это не Ваше дело, мы на основании, с ключами, имеем право».

Муниципальный депутат Алексей Зинчук знает далеко не только этот случай, когда некто проникает в опустевшие после смерти жильца опечатанные квартиры. И уж если на основании да с ключами, считает он, то кто еще, как не сотрудники районного жилищного агентства.

Алексей Зинчук, депутат МО №24 «Прометей»: «После смерти в неприватизированной квартире пожилого человека буквально через неделю-две в выходные приезжали люди, очень похожие на сотрудников ГУЖА, забирали все эти вещи и увозили в неизвестном направлении. Но в настоящее время ни юридическая служба жилищного агентства, ни отдел, отвечающий за работу с ТСЖ, с управляющими компаниями никаких мер не принимают».

В жилищном отделе администрации Калининского района по нашей просьбе устроили нечто вроде опознания. Тем более что инспектор ГУЖА, который имеет ключи и право доступа в квартиры, только один. Вскоре появляется и она сама. Татьяне Шагаровой «кино», так она выразилась, показалось оскорбительным. Да и ее сходство с дамой на видео вызывает сомнения.

Татьяна Шагарова, инспектор ГУЖА Калининского района Санкт-Петербурга: «Это „кино“ — какая-та мелкая пакость».

А другое «кино» посвежее и экшена в нем больше — настоящий блокбастер. В объектив камеры, установленной в подъезде дома №9 по Тимуровской улице, попадают люди, которые выносят видавшую виды бытовую технику. На втором этаже за пять дней до этого умер одинокий пенсионер. На улице эти, очевидно, мигранты грузят все в «„Газель“. Затем поднимаются наверх уже с собственными вещами».

Марина Павлова, жительница дома №9 по Тимуровской улице: «После того, как сосед умер и квартира была вскрыта, я обратилась в 63-е отделение полиции для проверки обстоятельств, потому что сосед был одинокий человек. Обещали проверить, но чем дело кончилось, я не знаю».

А дальше дело было так. 28 января в ставшую нехорошей квартиру приехали полицейские. Внутри обнаружили все признаки пребывания мигрантов, но гастарбайтеры как-то умудрились сыграть на опережение. Ушли через балкон. Однако на этом все не закончилось.

Через два дня те же люди возвращаются и, забрав свои вещи, уходят окончательно. Кстати, не оставив следов вскрытия двери. По поводу этого случая подозрения возникают уже в жилищном отделе районной администрации. Ведь сотрудники управляющей компании «Тимуровское» или полицейские, по словам чиновников, не выполнили обязанность в течение суток сообщать о смерти нанимателя жилья. А сделано это было только через неделю после резонансного рейда.

Наталья Янус, начальник жилищного отдела администрации Калининского района: «Ключи от этой квартиры были переданы в ГУЖА только 13 февраля. Информация о смерти гражданина была передана 6 февраля, тогда как гражданин умер 19. Т.е. спустя 2–3 недели».

Документальная съемка, но смотреть ее можно как захватывающий детектив, где все герои друг друга в чем-то подозревают. Это комиссионная проверка квартир, оставшихся после умерших нанимателей. Обход совершают представители районной администрации, ГУЖА, управляющей компании, есть даже участковый уполномоченный и муниципальный депутат.

В будний день в рабочее время прошлись по квартирам. Понятно, что везде было закрыто и дома никого. Закончили: никаких взаимных претензий вслух. Вопросы остались лишь у соседей умерших одиноких стариков: они даже не знают, где те похоронены.

При этом известны случаи, когда личность почившего в неприватизированной квартире признавали не установленной (якобы документов не было). Такая схема позволяет очень долго не сообщать в ГУЖА об освобождении жилья. Понятно, что это кто-то покрывает, но ключи от пустующей де-факто, но не де-юре: квартиры — хорошая компенсация за риск.

Читайте также