Афиши, радио, фитиль: блокадная комната возвращает экскурсантов в ленинградскую зиму 42-го

31.01.2014, 17:47

Видеосюжет: Мария Сапожникова
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Петербургский профессор сделал в своей квартире частный блокадный музей.

Прочувствовать атмосферу блокады Ленинграда, несмотря на все усилия организаторов многочисленных инсталляций и выставок, на официальных мероприятиях все же невозможно. Но в Петербурге есть музеи, которые позволяют это сделать, а ведь на их организацию не тратятся внушительные средства. Секрет прост. Дело в том, что созданы они теми, кто пережил те страшные дни.

Корреспондент НТВ Мария Сапожникова побывала на одной из таких малоизвестных экспозиций.

Глядя на дом в центре современного Петербурга, не верится, что в одной из квартир все сохранилось точь-в-точь как в годы блокады. Можно было бы сказать, что время здесь остановилось, если бы из старого репродуктора не зазвучали новости про здоровье Шумахера. Такая встреча прошлого и настоящего.

В эту квартиру к своей тете популярной оперной певице Всеволод Инчик переехал в 42-м, после того как в дом его семьи попала бомба. Несколько лет назад, разобрав антресоли и найдя множество интересных вещей, которые за годы стали ценными экспонатами, решил создать здесь музей.

Коридор, ведущий в блокадную комнату артистки, как фойе театра, увешен афишами военных лет. Документальное свидетельство, что культурная жизнь в блокадном Ленинграде не прекращалась даже в самые тяжелые месяцы.

Атмосфера военных лет не ограничивается четырьмя стенами этой блокадной комнаты. Даже когда поднимаешь шторы затемнения, их в те годы в обязательном порядке опускали каждый вечер, на современную улицу смотришь через кресты из старых газет. Это должно было сдерживать осколки в случае, если окно разобьется от бомбежки. Правда, как говорят свидетели блокады, это не всегда спасало, так что это, скорее, символ военного времени.

Чтобы враг не заметил, вечерами сидели в полной темноте. Маленький фитиль зажигали на время еды, он освещал комнату, пока не кончалось масло.

Сценические костюмы, театральный грим еще довоенных лет и подарки поклонников. Кто что дарил любимой певице: плюшевые игрушки, военные трофеи (например, каска немецкого офицера) и даже журнал мод 42 года. Все это артистка бережно хранила.

Как и шинель санитарки, которую ей вручили на одном из фронтовых выступлений. Артистов в годы войны ждали не только в театрах, но и на передовой. Веру Шестакову Балтийский флот даже наградил орденом Красной Звезды. Обычно его вручали только за боевые заслуги.

Всеволод Инчик, хранитель блокадной комнаты артистки, профессор Санкт-Петербургского государственного архитектурно — строительного университета: «Выступление было желанно до слез. Это настолько людей бодрило, возвращало к нормальной жизни. Потому что все это шло через какое-то восприятие, ассоциации».

В альбомах в отличном состоянии бережно хранятся старые пластинки — Шаляпин и Корузо, оперная классика и советский шансон. Автору музея даже не пришлось реставрировать довоенный патефон. Он так хорошо сохранился, что голос хозяйки комнаты Веры Шестаковой звучит сегодня, как и много лет назад.

Читайте также