Хранители Русской Хатыни ждут возвращения школьников-экскурсантов

27.01.2014, 17:11

Видеосюжет: Катерина Правдина
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Из-за бюрократических препятствий военный мемориал в Ленинградской области остался без внимания петербургских школьников. Городским муниципалам запретили тратить деньги на экскурсии за пределами округа. Кто традиционно ухаживал за памятным комплексом — смотрите в репортаже НТВ.

Так сложилось, что история Великой Отечественной войны для учеников петербургской 84-й школы оказалась больше, чем просто предмет в расписании. Креативные «Зарницы», создание школьного музея, в том числе самими детьми, и экскурсии по местам боевой славы сделали интерес подростков к этой теме искренним.

В списке мероприятий посещение мемориала Большое Заречье всегда как-то особо трогало школьников. Может, потому что они еще и ухаживали за памятником. Но в 2013-м поездки прекратились. Муниципалам запретили тратить средства на военно-патриотическое воспитание за пределами округа, сообщает корреспондент НТВ Катерина Правдина.

Георгий Стрелец, и. о. главы администрации муниципального образования «Кронверкский»: «Сейчас депутаты наконец внесли поправку. Когда она будет подписана губернатором, мы будем вносить изменения в адресные программы. В прошлом году, к сожалению, уже нельзя было сделать поездку по городам-героям с посещением Заречья, было ограничено количество автобусов по области. Сейчас надеюсь, что-то исправится».

Конечно, школьники могут поехать на экскурсию за свой счет. Но у Георгия Стрельца, хорошо знающего от родных военную летопись, есть и финансовая возможность, и, главное, своя программа.

На мемориал «Большое Заречье» никогда не выделялось постоянного финансирования. За этим памятником всегда следили муниципальные власти и школьники. Волонтеры, конечно, тоже приезжали, но в основном за выжженной деревней ухаживали дети. Не потому, что заставляют, а потому, что произошедшая здесь трагедия в 1943-м чувствуется здесь как-то по-особенному.

Сегодня за мемориалом продолжают следить ученики сельской школы из Калитина — это соседний от бывшей деревни Большое Заречье поселок. На уборку приезжают не только по праздникам. По необходимости. Когда летом здесь все зарастает травой, а зимой засыпано снегом. Все восемь русских печей-памятников, конечно, откопать не удается. Но, говорят, это и не обязательно. Тут и на расстоянии все ощущается.

Алена Гагарина, ученица 9-го класса калитинской школы: «Это очень страшно. А если наблюдать, как люди кричат, бьются в агонии, пытаются выбраться, а у них это не получается, это еще ужаснее».

Большое Заречье, называемое Русской Хатынью, многие годы патронировали еще и районные предприятия. Регулярно замазывали глиной и белили русские печи, которые в отличие от памятника партизану оказались более стойкими к переменчивому климату на берегу Оредежи.

Владимир Бердышев, глава администрации Калитинского сельского поселения: «Печи не вызывают беспокойства в плане ремонта, а вот сам мемориал требует этого, потому что изношены марши, площадки, буквы начинают выпадать по бокам. Сам памятник на постаменте начал разрушаться».

Сегодня сельские власти ждут решения от областных чиновников и губернатора, которые должны сделать выбор — заниматься капитальным ремонтом существующего памятника или глобальной реконструкцией комплекса. Не исключено, если власти остановятся на втором варианте, Большое Заречье станет первым мемориалом, посвященным всем сожженным во время войны российским деревням.

Уже даже есть эскиз, выполненный автором памятника белорусской Хатыни. Но пока в Калитине, как, впрочем, и в Петербурге, надеются на возобновление регулярных поездок неравнодушных городских школьников, благодаря которым в том числе этот комплекс никогда не был заброшенным.

Читайте также