Памяти жертв войны: Борис Эйфман создал реквием в жанре балета

22.01.2014, 19:33

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Петербургский театр балета готовит премьеру по мотивам поэмы Анны Ахматовой и заупокойной мессы Моцарта.

Свой подарок к 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады подготовил Театр балета Бориса Эйфмана. Совместно с Александринским театром, оркестром «Виртуозы Москвы» под управлением Спивакова и академией танца поставлен балет по мотивам поэмы Ахматовой «Реквием» на музыку Шостаковича.

Во второй части хореография создана на музыку заупокойной мессы Моцарта. И только в один день — 27 января — в спектакле примет участие еще и столичный хор.

Корреспондент НТВ Павел Рыжков побывал на репетициях.

Борис Эйфман для нового спектакля, который будет показан ветеранам 27 января, объединил два балета. Правда, сам хореограф считает их единым произведением. Тему ахматовского «Реквиема», положенного на музыку Шостаковича, продолжает моцартовская заупокойная месса.

В первом акте развивается сюжет, во втором — все абстрактно. Но соединяет их один образ матери в исполнении звезды театра Эйфмана Нины Змиевец.

Нина Змиевец, солистка Театра балета Эйфмана: «Это единый образ для обоих спектаклей. Он получился для меня неожиданно ярким и глубоким, потому что столько ипостасей: и мать в „Реквиеме“ Ахматовой и мать в „Реквиеме“ по Моцарту».

Для премьерного спектакля какие-то детали дошиваются прямо на ходу, как маски смерти ко второй части на музыку Моцарта. Но больше всего споров у создателей вызвало производство костюмов к балету на сюжет ахматовского «Реквиема». В любом случае, добивались не столько исторической точности, сколько стилизации эпохи.

Сами артисты балета, наверное, впервые повязывали платки и надевали резиновые калоши. Сюжет поэмы Анны Ахматовой разворачивается в 30-х, когда был арестован ее сын: «Муж в могиле, сын в тюрьме, помолитесь обо мне». Но с блокадой этот, несомненно, шедевр связан скорее не событийно, а духовно.

Борис Эйфман долгое время мечтал создать балет на музыку Шостаковича. Причем на произведение, которое совсем не предполагает танцевального действия. Для своего балета Эйфман взял камерную симфонию композитора, посвященную жертвам фашизма и войны. Официальное название — струнный квартет №8.

Борис Эйфман, художественный руководитель театра балета: «Все-таки война, как я ее понимаю, — это борьба плоти и духа. Это плоть, которая страдает какими-то комплексами, страхом. Плоть, которая стремится сохранить жизнь. А дух — это то, что преодолевает слабость плоти».

Балет «Реквием» на музыку Моцарта Эйфман уже ставил в 1991 году. Теперь хореограф поменял пластику, но артисты все равно переживают, как получится станцевать под «Виртуозов Москвы» Спивакова и столичный академический большой хор.

Олег Габышев, солист Театра балета Бориса Эйфмана: «Я тоже ждал, когда проходили первые оркестровые репетиции. Меня все пугали, что дирижер работает по-своему, хор по-своему. Но как в один запись идет. Я был просто удивлен. Видимо, Борис Яковлевич попросил, чтобы максимально приблизили к нашим репетиционным записям».

Борис Эйфман своим спектаклем не только доказывает, что его театр может создавать балеты на филармоническую музыку. Эта премьера должна стать высшим проявлением художника в произведении, которое как ничто олицетворяет торжество духа.

Читайте также