Тяга к корням или красивый бренд: петербургские казаки наводят порядок и оказываются в центре скандалов

21.01.2014, 15:17

Видеосюжет: Дарья КриволаповаКатерина ПравдинаАлександр Щерба
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Петербургские казаки намерены просить у президента Путина включить их в список народов мира. А пока представители вольного народа организуют собственный таксопарк, предлагают помощь в организации правопорядка и следят за нравственностью петербуржцев. Кто такие петербургские казаки, сохранились ли исторические традиции и насколько сильна прежняя вольность, узнавали корреспонденты НТВ.

Петербургское казачество намерено обратиться к президенту Владимиру Путину с просьбой внести их в список народов мира. Ну а пока казаки, численность которых не известна даже им самим, активно участвуют в жизни мегаполиса. Открывают собственное такси с иконами и классической музыкой, следят за общественным порядком и нравственностью горожан.

Последнее иногда завершается отменой спектаклей или лекций. Например, в эти выходные, Лофт-проект «Этажи» отменил выступление знаменитого доктора Щеглова, получив анонимное письмо от имени казаков. Кто они — современные представители вольного этноса: носители исторических традиций или слишком свободные горожане?

Корреспондент НТВ Дарья Криволапова разбиралась.

Сколько казаков сегодня проживает в Петербурге, даже сами казаки назвать затрудняются. Точно есть 12 станиц и 3 хутора. Они делятся на родовых (попросту говоря, настоящих) и тех, кто причисляет себя к вольному народу. Запутаться в многочисленных общественных организациях, открытых в Северной столице, действительно, сложно. Пожалуй, самое известное общество — «Казачья стража», в нем — около тысячи участников.

Юрий Бугаев, первый заместитель атамана петербургского общества «Казачья стража»: «Мы воспринимаем казачество как некую объединяющую платформу, платформу для молодежи, платформу для людей, которые уже состоялись в жизни. Но где вы еще увидите такую организацию, как казачество? Т.е. молодежь может носить форму, также форму надевают люди, которые уже вышли из органов МВД. Это все-таки стимулирует и дисциплинирует».

Это по их инициативе на улицах появилась первая казачья милиция. Спустя год казаки утверждают: работают они эффективно. Помогают жителям решить многие проблемы: разобраться с хулиганами или установить железную дверь в подъезде. Появились на службе и казачки. Их чуть меньше 20. Впрочем, скоро с казаками можно будет и по городу прокатиться.

Корреспондент НТВ Александр Щерба узнал, как такое возможно.

Петербургские казаки решили занять еще одну социальную нишу и организовали собственное такси. Правда, пока на линии еще нет ни одной машины, но уже весной должен появиться первый экипаж. По словам атамана, в машинах повесят иконы, водителей облачат в казачью форму, а музыку в салоне намерены включать непременно классическую.

Казаки считают, что благодаря этому поездка для клиента станет максимально комфортной. Работать автомобильные казаки будут, в первую очередь, в новостройках и у станций метрополитена. Правда, какой будет ценовая политика будущего такси, пока неизвестно.

По словам атамана Андрея Полякова, казаки готовы оказывать мобильную помощь полиции и пожарным. Для этого по сигналу диспетчерской службы свободные экипажи будут направляться к местам ЧП, чтобы, например, при пожаре, разгонять зевак или стоять в оцеплении.

Правда, сами органы полиции и МЧС пока об этом не знают, соответственно, и их реакция на инициативу казаков неизвестна. Зато проблем с нехваткой кадров у нового такси не будет. Уже более 100 человек выразили желание работать в новом такси. Причем все на личных автомобилях.

На помощь правоохранительным органам казаки стали приходить относительно недавно. Правда, иногда оказываются по разные стороны баррикад. К примеру, когда речь идет о защите гей-активистов от разъяренной толпы.

Некоторые казаки вмешиваться в дела полиции не спешат. В деревушке на окраине Петербурга они живут по своим законам. По ним же воспитывают детей. К стрессовым ситуациям всегда готовы.

Алексей Субин, руководитель казачьего спортивного клуба «Аллюр»: «Если государству понадобится наша помощь, пожалуйста, мы готовы. Мы живем своей жизнью, мы всегда рядом».

Впрочем, казаки в Петербурге всегда были пришлыми. Корреспондент НТВ Катерина Правдина погрузилась в историю.

История казачества в Петербурге началась еще до появления самого города. В 1656 году во время русско-шведской войны отряд донских казаков во главе с воеводой Потёмкиным разгромили дозор вражеских кораблей. Произошло это восточнее острова Котлин.

После образования Петербурга на Выборгской стороне появились посольские станицы, впоследствии переместившиеся к центру. При Павле I казачьи чины оказались приравнены к армейским, и появилось казачье дворянство, а в начале XIX века на набережной Обводного канала возвели казармы лейб-гвардии Атаманского полка. Казаки несли дозор у императорского дворца, служили телохранителями и охраняли самого царствующего монарха.

Александр Смирнов, исследователь истории казачества: «В столице казаки выполняли совершенно разные функции. Если посмотреть на карту Петербурга начала ХХ века, то расположение казачьих гвардейских полков было таково, что можно было перекрыть потенциальные рабочие демонстрации, идущие в центр со стороны Московской, Невской заставы. Казаки лейб-гвардии выполняли зачастую те функции, которые сегодня выполняет ОМОН».

Если раньше казаком нужно было родиться, то сейчас им может стать любой человек. Нужно только желание. Сергей Зелинский в прошлом — атаман, руководитель петербургского филиала «Великого братства казаков России и зарубежья», в казачестве разочаровался. Говорит, что это просто красивый бренд. Ведь вольный народ исторически был призван заниматься охраной. В XI веке, по его словам, Петербург защищать не от кого.

Сергей Зелинский, бывший казачий атаман: «Вот мы — казачество. Поэтому когда говорится, что казаки, то все идут. А потом выясняется, что же им делать. И люди начинают уходить. Те, кто постарше, остаются, потому что у них это совместное питье».

Казаки или те, кто себя таковыми считают, только за последний год не раз попадали в центр скандала. Требовали отменить спектакль «Лолита» в музее «Эрарта», оскверняли стены петербургского музея Набокова. И выступали против выставки «Иконы» в арт-пространстве «Ткачи». Общественные казачьи организации от участия в этих акциях открещивались. Впрочем, сегодня в Петербурге вольный народ, действительно, слишком вольный и, несомненно, заметный.

Читайте также