Речь не о единомыслии: Путин ответил критикам единого учебника истории

16.01.2014, 19:58

Видеосюжет: Владимир Чернышёв
Видео программы «Сегодня»

О событиях прошлого говорили сегодня в Москве на встрече президента с разработчиками единого учебника истории.

Владимир Путин заочно ответил критикам, заявив, что единые подходы к преподаванию истории вовсе не означают идеологизированное и казенное единомыслие.

Как узнал обозреватель НТВ Владимир Чернышёв, единую концепцию преподавания истории обсуждали сегодня в том самом месте, которое с этой историей связано неразрывно — в московском Кремле. Три ключевых момента преодоления государственных кризисов выделены в новой концепции и связаны с этим местом: Смутное время, война 1812 года и Великая Отечественная война.

Именно на этих примерах консолидации нации школьникам будут давать пример ответственности наших предков за страну. Не поняв и не полюбив прошлое во всех его противоречиях, невозможно построить и достойное будущее.

Владимир Путин, президент РФ: «Единые подходы к преподаванию истории совсем не означают казенное, официозное, идеологизированное единомыслие. Речь совершенно о другом — о единой логике преподавания истории, о понимании неразрывности и взаимосвязи всех этапов развития нашего государства и нашей государственности. О том, что самые драматические, неоднозначные события — это неотъемлемая часть нашего прошлого».

Обсуждение единой концепции преподавания истории показало, какой интерес в обществе к прошлому, какие споры вызывают практически все ключевые моменты истории.

Сергей Нарышкин, глава Российского исторического общества: «Мы полностью выбили почву под спекуляциями о том, что вот соберутся в тиши кабинета Ливанов, Мединский и группа товарищей и напишут какую-нибудь новую версию краткого курса ВКП(б)».

Владимир Путин, президент РФ: «О ВКП(б) вы сказали шепотом. Вы сами боитесь или что мы испугаемся?»

Сергей Нарышкин: «Это образ, Владимир Владимирович».

Впрочем, обсуждение выявило и то, что трудных вопросов остается очень много. История создания многонационального государства — это имперские завоевания или расширение державы, несущее прогресс окраинам. В итоге в учебниках будут приведены факты, позволяющие делать вывод, что получили народы, вошедшие в Российскую империю.

Период двух русских революций — Февраля и Октября 1917-го, а также годы Гражданской войны названы в учебнике Великой российской революцией, по примеру Французской революции, также охватывавшей сложный многолетний период. И, конечно, 30-е годы XX века. По ним такие споры идут, будто Сталина — завтра на выборы.

Александр Чубарьян, директор Института всеобщей истории Российской академии наук: «Мне кажется, что мы нашли какую-то формулу, которая вначале вызвала большое отторжение, а потом большинство согласилось. 30-е годы — это был советский вариант модернизации. Имея в виду, что это включает в себя и позитивные вещи, и те негативные явления, которые были и сопровождали ее».

Но если профессионалы продолжат дискуссию о деталях прошлого, то главная задача новой концепции преподавания истории — оградить ее от намеренных и оскорбительных искажений.

Владимир Путин: «В той системе сертификации, так условно скажу, учебной литературы, которая поступала в школы, проскакивали такие вещи, которые абсолютно неприемлемы не только для нашей страны и для нашего народа. Для любой страны и для любого народа это просто как плевок в лицо, понимаете? Скажем, некоторые оценки в некоторых учебных материалах того, что происходило во время Второй мировой войны, — это просто безобразие. По-другому и назвать никак нельзя».

Уже в этом году вопросы единого экзамена будут сформулированы в соответствии с новой концепцией. К 1 сентября на переходный период будут подготовлены методики и брошюры для учителей и учеников. На создание новых учебников может уйти до полутора лет.

Связанные новости

Читайте также