Нью-Йорк невзлюбил нового начальника городской полиции

03.01.2014, 10:09

Видеосюжет: Юлия Васильченко
Видео программы «Сегодня»

Назначение на пост главы полицейского департамента Нью-Йорка Уильяма Браттона вызвало шквал критики. Начальником копов стал человек, который хотел расширить полномочия стражей порядка. И произошло это в тот момент, когда новый мэр мегаполиса пообещал положить конец беспричинным задержаниям и бороться с преступностью другими методами.

Новый мэр Нью-Йорка Билл де Блазио сделал первые кадровые перестановки. Накануне он привел к присяге главу полицейского департамента Уильяма Браттона. Назначение вызвало множество нареканий со стороны общественности. Известно, что Браттон ранее выступал за расширение полномочий полиции. Как выяснила корреспондент НТВ Юлия Васильченко, это идет вразрез с обещаниями градоначальника остановить произвол стражей порядка в Нью-Йорке.

В нью-йоркском Гарлеме часто можно увидеть уличные драки, погони и наряды полиции. Местный житель Хосе снимает все это на камеру, но следит не за нарушителями, а за стражами порядка. Говорит, что они часто превышают свои полномочия.

Хосе Лассайе: «Одно дело, когда полицейские ловят преступников. Другое дело, когда выписывают прохожим штрафы незаслуженно, наказывают за мелкие нарушения, например, езду на велосипеде по тротуару, шумные выкрики на улице или задерживает людей вовсе без повода. Мы записываем на видео подобные инциденты и передаем в организации по защите прав человека».

Еще в 90-х, когда в городе был высокий уровень преступности, власти увеличили штат полицейских, чтобы покончить с наркокартелями и ношением оружия без лицензии. Тогда же задумали программу уличных задержаний о обысков Stop & Frisk, что в переводе это и означает «Останови и обыщи».

Преступность снизилась, а вот число задержаний и обысков за последние 10 лет при мэре Блумберге выросло более чем в пять раз — со 100 тысяч до 500 тысяч в год.

Чаще всего под радар полиции попадает молодежь, латиносы и афроамериканцы в неблагополучных районах. Полицейским дают разнарядку: чем больше людей они проверят на улицах, тем лучше для их карьеры. И именно тогда правозащитники заговорили о произволе, расовой дискриминации и нарушении закона.

К примеру, прощупывание поверх одежды допускается, если у полицейского есть оправданные подозрения, что остановленный человек вооружен и опасен. А полный обыск с выворачиванием карманов считается законным, если прохожего подозревают (опять же на достаточных основаниях) в совершении преступления и собираются взять его под арест. Но на деле эти правила не соблюдаются, утверждают те, кто столкнулся с этой системой. Сына Хосе останавливали десятки раз, говорит, без всяких причин.

Алвин Лассайе: «Я просто шел по улице. Ко мне приблизилaсь полицейская машина. Копы вышли, приперли меня к стенке и сказали, что сейчас сломают руку и ударят по лицу просто за то, что я иду по опасному району и якобы вызываю подозрения».

Федеральный суд Нью-Йорка летом этого года признал скандальную программу «Останови и обыщи» неконституционной.

Хосе Лассайе: «Бесконтрольные обыски не приводят к снижению преступности. Администрация Блумберга превратила Нью-Йорк в полицейское государство».

Против этой тактики выступают миллионы, но у нее есть и сторонники. Волонтер Кертис Слива, как и Хосе, патрулирует улицы, но у него другая миссия — помогать полиции отлавливать нарушителей, например, тех, кто играет в игру «Нокаут» с жестокими правилами. Темнокожие подростки подходят к случайному прохожему и со всей силы бьют его по голове, по лицу, по затылку — куда придется. О таких нападениях в последнее время не раз писали в американской прессе.

Число задержаний и обысков в последние месяцы сократилось, под нажимом общественности новый мэр города Билл де Блазио обещает реформировать программу и бороться с преступностью другими методами.

Правда, назначение главой полицейского департамента Уилльяма Браттона, человека, который в 90-е годы выступал за расширение полномочий стражей порядка, заставило правозащитников усомниться в обещаниях мэра. И на Билла де Блазио уже обрушился шквал критики.

Читайте также