Спас на крови осветили редчайшие самоцветы

25.12.2013, 19:47

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В знаменитом петербургском храме открылся музей камня.

Перед Новым годом в ризнице храма Спаса на крови откроется выставка «Время собирать камни». Сегодня экспозицию показали журналистам. Кураторы выбрали самые красивые породы. Здесь можно увидеть как солидный гранит — классический для Петербурга материал, так и изысканный малахит, лазурит нежной расцветки.

Корреспондент НТВ Алексей Кобылков любовался.

Итальянский мрамор и уральская яшма, забайкальский лазурит и алтайский порфир. В свое время академик Ферсман назвал Исаакиевский собор музеем цветного камня. Но если тогда это было, скорее, образное сравнение, то сейчас в ризнице храма Спаса на крови, действительно, открывается Музей камня, по сути посвященный Исаакиевскому собору.

Здесь на очень небольшом пространстве собрали экспонаты из самых разных мест: из Музея истории религии, музея Горного университета, янтарной мастерской Александра Крылова и, конечно, из самого Исаакиевского собора.

Эту часовню-ризницу Иверской иконы Божией матери открывали в 1908 году, и она почти сразу стала, скорее, музеем, чем культовым местом, поскольку здесь хранили иконы и дары, поднесенные в память о кончине Александра II. Хотя, как тогда было устроено пространство, сегодня никто точно сказать не может. Не сохранилось ни интерьеров, ни чертежей. И только главный купол удалось воссоздать в его первозданном виде с золочеными звездами.

Виктория Яковлева, архитектор: «Голубой цвет исторический. Синий цвет новый. Голубой мы достали по линейным расчисткам. Все по-честному».

Прямо под куполом — сверкающий макет Исаакиевского собора из янтаря. Его создавал Александр Крылов. Несколько лет назад он занимался реставрацией деревянной модели, по которой в XIX веке строился храм. Это, по сути, оригинальный проект, где видно, что на Исаакии должно было быть больше статуй, и он будто стоял на постаменте в виде креста, окруженный небольшой оградой.

Александр Крылов, заслуженный художник РФ: «Крест в виде креста очень четко читается. Это видно по куполу и с самолета».

Понятно, что история всегда вносит свои коррективы — и это в той же степени касается здания ризницы при храме Спаса на крови. Здесь в разные периоды были и выставки, и административные помещения, а в советское время и вовсе размещалась вторая механизированная колонна Севзапрыбпрома.

Сейчас, как надеются в Исаакиевском соборе, это все же возвращение к истокам. И реставраторы обещают, что как только появятся хоть какие-нибудь документы, позволяющие воссоздать исторические интерьеры, ими сразу воспользуются.

Читайте также