Не все верят в виновность Сергея Алексейчика

16.12.2005, 19:57

В Архангельске вынесен приговор слесарю Сергею Алексейчику — он получил 25 лет в колонии строгого режима. По версии следствия, полтора года назад Алексейчик решил отомстить за свое увольнение и отвинтил газовые заглушки в доме на проспекте Советских Космонавтов. Через некоторое время подъезд девятиэтажки взлетел на воздух. Под руинами погибли 58 человек, 15 были ранены.

В Архангельске вынесен приговор слесарю Сергею Алексейчику. Полтора года назад он решил отомстить за свое увольнение и отвинтил газовые заглушки в доме на проспекте Советских Космонавтов. Через некоторое время подъезд девятиэтажки взлетел на воздух.

Под руинами погибли 58 человек, 15 были ранены. Как выяснило следствие, Алексейчик той ночью был сильно пьян. Он получил 25 лет строгого режима: к статьям за убийство и умышленное уничтожение имущества добавилась еще одна — терроризм.

Репортаж корреспондента НТВ Владислава Сорокина.

Он все время молчал: и в тот момент, когда под усиленной охраной входил в зал суда, и все полтора часа, пока судья читал приговор. Даже когда в зале послышался плач, Сергей Алексейчик, опустив голову, молча сидел. Единственная фраза была адресована судебному приставу, который просил мать Сергея выйти из зала.

Сергей Алексейчик, подсудимый: «Оставь мать в покое!»

Бывшего слесаря аварийной газовой службы признали виновным в терроризме и умышленном убийстве 58 человек. Суд согласился с прокуратурой, по данным которой взрыв в жилом доме произошел из-за утечки бытового газа. А утечка случилась по вине Алексейчика. Он выкрутил заглушки из газовых кранов.

Игорь Харитонов, судья: «Он объяснил, что пробку из крана хотел извлечь, чтобы погонять аварийную бригаду Горгаза, где ранее работал и откуда был уволен по 33-й статье. Он знал о взрывоопасных свойствах бытового сжиженного газа».

По данным следствия, Алексейчик выкрутил газовые заглушки в трех жилых домах. Хотел еще в одном, но заржавевшая гайка не поддалась. Здесь и нашли главную улику — отпечаток левой ладони.

Следователи и сами признают: доказательств много, и почти все косвенные, кроме отпечатка ладони. Есть еще свидетели: люди видели Алексейчика рядом с местом преступления и слышали фразу, сказанную брату по телефону в ночь трагедии: «Увидишь всё завтра по телевизору».

Андрей Шабарин, заместитель начальника отдела по особо важным делам прокуратуры г. Архангельска: «Ничего от подъезда не осталось. Найти там то, что принадлежало преступнику, было практически нереально. Поэтому такого рода преступления раскрываются по оперативной информации, по каким-то косвенным доказательствам».

Но главное — признательные показания самого Алексейчика. Он давал их дважды, но потом оба раза от своих слов отказывался. Его мать уверена: потому что на сына давили. Сергей написал об этом в записке.

Светлана Бондарева, мать Сергея Алексейчика: «Вот он что пишет: „Мам, это все бесполезно. Они все подставят и подобьют. А посоветоваться и поговорить не с кем. Они говорят: если я подписываюсь, то где-то шесть лет, а если нет — все равно посадят, только на 20 лет“».

Отпечаток ладони, по мнению Светланы, фальсификация. Якобы адвокаты сверяли — и совпадений не нашли. Она и сегодня в суде пыталась сказать это, но помешали эмоции. В глазах некоторых людей, пострадавших от взрыва, Светлана — мать террориста.

На месте рухнувшего подъезда теперь только бетонные блоки. Восстанавливать подъезд не стали. С этой стороны дома сделали косметический ремонт, и здание после недолгих согласований власти признали пригодным для проживания.

Парадокс, но большая часть людей, пострадавших от взрыва и потерявших на этом месте своих родных и близких, и по сей день являются едва ли не основными защитниками Сергея Алексейчика — не в суде, но в обществе. В то, что теракт совершил молодой человек, который таким образом отомстил Горгазу за свое увольнение, почти никто не верит.

Олег в ночь трагедии потерял мать и брата. Все эти полтора года он ведет собственное расследование. Архангельск, по его мнению, очередное звено в цепи страшных терактов — вслед за Волгодонском и Москвой.

Олег Тестов, пострадавший: «Господин Варфоломеев, наш уважаемый строитель Архангельска, сказал, что при взрыве взрывчатого вещества разрушения абсолютно другие. То же самое сказали эксперты-взрывотехники Министерства юстиции. Мне хотелось бы им просто фотографии показать».

У него есть даже данные сейсмостанции. Согласно им, было два взрыва, первый — направленного действия. Но в официальной экспертизе, проведенной Минюстом в рамках следствия, однозначно сказано: взрыв бытового газа. Оспаривать эту версию намерены многие, но уже после рассмотрения дела в Верховном суде. Адвокаты заявили, что обжалуют приговор.