Барьеры на пути к искусству: идут ли навстречу инвалидам театры и музеи Петербурга

04.12.2013, 15:16

Видеосюжет: Юлия ОлещенкоМария Сапожникова
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Международный день инвалидов в Петербурге открылся новый реабилитационный центр для людей с ограниченными возможностями. В ближайшее время подобные комплексы появятся еще в нескольких районах города. Здесь уделяют много внимания развитию творческих способностей. А вот как обстоят дела с доступностью городских музеев и театров для инвалидов?

На улице Марата заработал новый реабилитационный центр для инвалидов. Здесь пациентам предоставили безграничные возможности не только в плане различных процедур, но и в творческой реализации. Подобные комплексы скоро появятся еще в нескольких районах Петербурга.

Но, безусловно, даже этих мер недостаточно, чтобы восполнить потребность тех, кто особенно нуждается в искусстве. Насколько доступны культурные городские объекты, в Международный день инвалидов задумалась корреспондент НТВ Юлия Олещенко.

Волонтерский проект «„Барьеров нет“ — это подборка наиболее полных карт российских городов с точки зрения доступности для людей с ограниченными возможностями. Составляли ее сами инвалиды. Показательно: самым активным автором оказался петербуржец.

На карте родного города он обозначил 2759. Впрочем, культурных среди них не более полусотни. В то же время на официальной карте так называемой доступной среды Петербурга, ее составляют с 2009 года в комитете по социальной политике, сегодня и вовсе не значится ничего. Ресурс находится в разработке, заявляют чиновники культурной столицы.

Но в День инвалида словам с делами расходиться негоже. Губернатору города накануне было что открыть. Центр реабилитации инвалидов Центрального района пополнил список доступных объектов. Есть в нем и культурная составляющая.

Но встрече с прекрасным мешает проза жизни. С сентября расценки на услуги социального такси изменились. Теперь прокатиться с ветерком на свою репетицию или звездную премьеру обойдется в пять раз дороже.

Александр Ржаненков, председатель Комитета по социальной политики Администрации Санкт-Петербурга: Учреждения культуры — это не учреждения первостепенной важности, так же как и досуговые с 50-процентной оплатой».

Арию Мистера Икса Сергей Поюнов выводит с особым чувством. Уже год колясочник не может забыть культпоход в ДК «Выборгский». Торжественно провозглашенный доступным для инвалидов дворец культуры пришлось брать штурмом. Количество ступенек не позволяло войти даже с черного входа.

Сергей Поюнов, активист общественного объединения «Колясочники Санкт-Петербурга»: «Прибегает администратор. Мол, что вы тут через вип-вход, вон вам пандус сделали. А там две вертикальные алюминиевые апарельки под 45 градусов. Ну просто бутафория! И так тебя тыкнули, потом утихли, занесли туда. Мы въезжаем в зал, нам сказали, что наши места в углу».

Жаль, что по возрасту Сергей вряд ли окажется среди зрителей Большого театра кукол. Хотя там готовы принять и больших и маленьких особых театралов, убедился корреспондент НТВ Алексей Кобылков.

В Большом театре кукол и раньше могли принимать инвалидов — то редкое учреждение культуры, где, например, есть лифт. Теперь с открытием на первом этаже камерной сцены все стало еще проще. Но это только с технической точки зрения.

Дети с ограниченными возможностями приезжали сюда до сих пор крайне редко: из страха, стыдливости, не имея транспорта. Причин, вероятно, множество, хотя, по словам директора театра, ждут их на любом спектакле, и за билеты нужно будет заплатить символическую сумму — рублей десять. Камерная сцена должна стать еще одним аргументом, который смог бы убедить инвалидов решиться и все-таки занять место в зрительном зале.

Яна Тумина, режиссер: «Во-первых, это сразу заезд с главного входа. Во-вторых, здесь есть пандус, который позволяет удобно заезжать коляскам. Я отмечаю: это тот редкий театр, где есть подъемный лифт для колясок».

Премьеру для открытия новой сцены тоже выбирали неслучайно. «Снежинка» — спектакль по книжке Витауте Жилинскайте. Его начинали придумывать вместе режиссер Яна Тумина и, как тогда казалось, неизлечимо больная лейкемией актриса Алёна Первухина. Теперь Алёна играет главную роль — и сказка, которая уже помогла выздороветь одному человеку, как все надеются, сможет хоть как-то облегчить и жизнь других людей.

Исаакиевский собор — особый объект на карте доступного Петербурга. Именно здесь установили первый в городе лифт, способный всего за минуту поднять инвалида на высоту птичьего полета. Уникальный случай сродни чуду.

Когда люди с ограниченными возможностями имеют явное преимущество перед всеми остальными прилежно штурмующими 562 ступеньки. Но сколько бы препятствий нам не пришлось преодолеть, мы просто обязаны перевести подобные чудеса в разряд обыкновенных.

Подробнее — в итоговом репортаже НТВ-Петербург.

Читайте также