Поживем — увидим: демографический рост принесет Петербургу новых горожан и старые проблемы

27.11.2013, 14:32

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Статистики радуют петербуржцев данными: население города прибавляется, рождаемость увеличивается. Однако за явными плюсами нелегко разглядеть проблемы, с которыми столкнутся будущие жители. Детсадов и парковок не хватает уже сейчас.

Согласно данным переписи населения, в конце XIX века население Петербурга составляло почти миллион 300 тысяч человек, в основном великороссы. Сегодня горожан уже 5 миллионов, через полтора десятилетия будет шесть. И в основном за счет мигрантов.

Но Северная столица, по словам урбанистов, совершенно не готова к такому приросту. Что будет, когда Петербург выберется из демографической ямы и каков на сегодня возраст среднестатистического петербуржца?

Корреспондент НТВ Алексей Чеботарёв погрузился в цифры, факты и прогнозы.

Крайне редко только что родившийся человек становится известен всей стране. 22 сентября прошлого года это произошло с Людмилой Русаковой. Ее имя сотни раз повторяли в теленовостях, по радио, печатали в газетах и публиковали в Интернете. Она своим появлением на свет вернула Петербургу статус пятимиллионного города, который он потерял во время демографического кризиса 90-х.

Но мало, кто знал прошлой осенью, что это лишь начало долгожданных побед рождаемости над смертностью. Естественный прирост населения города в текущем году уже увеличился в семь раз и составил без малого 2 тысячи 700 человек.

Дмитрий Дорофеев, зам. руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области: «Так называемый „русский крест“, которым все нас пугали, начал выпрямляться. И, по нашим прогнозам, к 2020 году население Санкт-Петербурга составит еще приблизительно плюс 400 тысяч человек, т. е. под 5 с половиной миллионов».

В «Петростате» показатели рождаемости называют лучшими за последние 20 лет. Кстати, вообще учет новорожденных ведется в городе почти три века. Корреспондент НТВ Алексей Кобылков узнал, как и когда записывали появившихся на свет.

До Петра I о детях вообще никто не думал. Вернее, думали, но учета не вели. Только с 1722 года данные о новорожденных начали заносить в метрические книги. Вот, например, «мая, 23-го числа у чиновника 9-го класса камер-юнкера Александра Сергеевича Пушкина и законной его жены от первого их брака родилась дочь Наталия». Регистрировали одновременно с крещением и, соответственно, вплоть до революции этим занималась церковь.

Были и рекомендации: называть детей Коминтернами, Интернационалами или хотя бы Владимирами. Крестины заменялись красными крестинами или звездинами, когда роль батюшки играл третий секретарь по идеологической линии.

Впрочем, этот обряд просуществовал недолго, а вот сама форма гражданской регистрации изменялась до настоящего времени уже незначительно. И в день открытия выставки свой первый документ в праздничной, но вполне традиционной атмосфере получила еще одна новорожденная петербурженка Ева Худова.

Однако пройдет еще несколько лет и регистрировать новорожденных в Петербурге вновь станут меньше. Просто сейчас дети в основном появляются у представителей поколения беби-бума 80-х. Им на смену через 5–7 лет придут те, кто появился на свет в 90-е.

Их мало, к тому же если раньше первого ребенка среднестатистическая женщина рожала в 23, то сейчас этот возраст двигается к отметке 30 лет. А надо ли чего-то так долго ждать? Корреспондент НТВ Андрей Курицын спросил тех, кто не откладывал и до 18.

Вопреки распространенному мнению: «Мол, ранняя беременность, как правило, случайная и нежеланная», многие из родивших до 18 как раз планировали ребенка. А после уже возникают трудности как раз незапланированные.

На казенном языке это учреждение именуется Кризисный центр помощи женщинам. Неофициальное название — «Маленькая мама». Подопечные — в основном, выпускницы детских домов и интернатов. Главная задача — помочь маленьким родителям справиться с их новыми, большими трудностями. Научить основам: как пеленать и купать, кормить и общаться с ребенком.

Анна Голубкова: «Здесь психолог, занятия по психологии. Готовим здесь сами. Здесь помогают решить вопросы с жильем, если негде жить. Помогают добиться квартиры, какого-нибудь жилья».
Марина Гречишкина, директор ГБУ «Кризисный центр помощи женщинам»: «Они не становятся какими-то „звездными мамами“, но, тем не менее, они работают, они остались вместе с ребенком, кто-то создал семью, кто-то живет в гражданском браке. И практически 98% наших воспитанниц остались со своим ребенком».

Это и есть главная задача центра — сохранить семью. За 15 лет его подопечными стали четыре сотни юных мам. И если поначалу кто-то и сомневался: «Зачем мне, такой молодой, тратить лучшие годы своей жизни на пеленки и бутылочки?» То после все, конечно, понимают: с появлением детей жизнь только начинается. Даже если ты сама еще ребенок.

Другая сторона демографии Петербурга — старение населения. Средний возраст горожанина — 41 год. Четверть петербуржцев — старше трудоспособного возраста. К тому же мужчины умирают на 9 лет раньше женщин (в 68), что тоже нелучший фактор для демографической пирамиды.

Слова песни про то, что «потому что на 10 девчонок, по статистике, 9 ребят», для Петербурга уже не подходят. Диспропорция значительно увеличилась. Теперь уже на 12 представительниц слабого пола — всего 10 петербуржцев. Проверить это довольно легко, нужно просто в любом месте сделать случайный кадр. Большинство новорожденных — мальчики. Но надеяться, что дефицит мужчин со временем исчезнет, не приходится.

Между тем, чтобы ни происходило с коренным населением, стабилизирующим демографию фактором являются мигранты. А Петербург — первый в стране по приросту населения за их счет. Больше всего приезжают в город из других регионов России. Понятно, что этим людям несложно уже через пару месяцев чувствовать себя петербуржцами. Но выясняется, что и осевшие в городе выходцы из стран СНГ хорошо осваиваются.

Алиджан Хайдаров, председатель Санкт-Петербургского узбекского землячества: «Многие представители старшего поколения, которые приехали в город 40–30-20 лет назад, они все считают себя петербуржцами. Когда мы встречаемся, то говорим в основном все на русском языке».

По некоторым прогнозам, миграция, высокая рождаемость и другие факторы приведут к тому, что к 2030 году население Петербурга составит пять миллионов 900 тысяч человек. Молодые урбанисты и архитекторы, которым как раз и обустраивать город в будущем, считают: для такого количества жителей нужно уже сейчас готовить почву.

Максим Шпаковский, директор Образовательного центра дизайна и урбанистики: «Сейчас качество городской среды в больших жилых проектах на окраинах города оставляет желать лучшего. Это огромные многоэтажки без социальной инфраструктуры, без комфортной среды обитания».

Получается, рост населения — это неоднозначный плюс для города. Ведь если экономика за ним не поспеет, значит, петербуржцев станет больше, а жить им будет сложнее. Впрочем, существует несколько вариантов и демографических, и экономических прогнозов. Так что, поживем-увидим. А то, что жить станем дольше, это статистика нам обещает.

Читайте также