Смелый взгляд на ислам: дагестанский художник экспериментирует с материалами и верой

21.11.2013, 18:19

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Коран на куске материи и картины с молящимися мусульманами — вот примеры авангардного художественного стиля, в котором работает Аладдин Гарунов.

В Петербурге открылась выставка Аладдина Гарунова, художника, чьи работы представлены в Русском музее и Третьяковской галерее. Критики окрестили его творения дагестанским поп-артом. Столь масштабная экспозиция финалиста премии Кандинского в Северной столице проводится впервые.

Корреспондент НТВ Алексей Чеботарёв оценил сочетание современного искусства и ислама.

Старые вытертые ковры намекают на убранство мечети, к ним приделаны будто снятые перед молитвой ботинки, сандалии, кроссовки. У него почти нет традиционной живописи. Резина, металл, фотографии. Яростный критик в одной из газет Дагестана уязвил Гарунова заголовком «Как стырить коврик и сляпать выставку».

В патриархальной республике, наверное, возникли трудности перевода этого нового художественного языка. Авторская концепция — столкновение духовного Востока и техногенной цивилизации Запада, выраженное в сочетании материалов.

Аладдин Гарунов, заслуженный художник Республики Дагестан: «Здесь использованы такие материалы, как металл, резина, мех, также тексты Корана. И эти крайние материалы в цивилизационном плане отображают развитый Запад и патриархальный духовный Восток».

О том, что искусство должно быть на острие социальных конфликтов, можно спорить до бесконечности. То, что искусство Гарунова смелое, — факт. Он размышляет современными западными художественными средствами об исламе, который их не приемлет, и который пугает многих из тех, кто в авангарде европейского искусства.

Нечто новое и радикальное для мусульманского искусства есть практически в каждой работе Аладдина Гарунова. Вот пример, молящиеся люди. Ничего такого, но нужно понимать, что в мусульманской культуре запрещены изображения людей.

Их не встретишь в традиционном искусстве или в мечети. Но у Гарунова они повсюду. На видеоинсталляции погромы во Франции и в Москве, на соседних экранах — паломники в Мекке. У автора нет задачи столкнуть цивилизации.

Себя он называет не проповедником или агитатором ислама, а художником, думающем об исламе. Кому как не ему, дагестанцу с 1977-го живущему в московском межнациональном и многоконфессиональном котле, об этом рассуждать.

Подробности — в репортаже НТВ.

Читайте также