Шедевры Фаберже поселили в княжеских покоях

19.11.2013, 19:50

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В декабре свои двери для петербуржцев открывает Музей Фаберже — частное собрание ювелирных изделий, которые предоставил бизнесмен Виктор Вексельберг.

В Петербурге открылся Музей Фаберже — крупнейшее не только в России, но и в мире частное собрание, насчитывающее 4 тысячи экспонатов. Они расположились в Шуваловском дворце, специально отреставрированном для этой цели. Чтобы воссоздать памятник архитектуры, понадобилось более миллиарда рублей. Зато теперь уникальная коллекция предстала блистательном обрамлении.

Корреспондент НТВ Алексей Кобылков оценил.

О том, что еще недавно на набережной Фонтанке размещался Дом дружбы и мира с народами зарубежных стран, сегодня напоминают разве что фотографии старых интерьеров, специально выставленные в парадных залах, чтобы можно было оценить изменения. Только реставрация здания обошлась создателям нового музея в 1 млрд 200 млн рублей.

Виктор Вексельберг, учредитель культурно-исторического фонда «Связь времен»: «Это не совсем музей в его классическом понимании. Здесь нет больших пространств. Это дом, где жили, страдали, любили люди того времени. И нам бы хотелось, чтобы посетители это почувствовали».

Виктор Вексельберг начал коллекционировать предметы искусства еще в 90-е, но его имя стало особенно часто появляться в новостных заголовках в 2004-м, когда бизнесмен купил у наследников магната Малькольма Форбса коллекцию Фаберже — 215 предметов — и вернул ее на родину. Сегодня он признавался, что ни одного дня не держал драгоценности дома, и счастлив тому, что они стали основой всей экспозиции.

Впрочем, как правило, история этих ювелирных изделий повторяет друг друга: в 20–30-е годы прошлого века их распродавали на заграничных аукционах. И потребовалась масса усилий, чтобы за последние десять лет собрать такую коллекцию — четыре тысячи предметов, из которых четверть — авторства Фаберже.

Татьяна Мунтян, старший научный сотрудник музеев московского Кремля: «Фаберже был очень аккуратным предпринимателем. Он нумеровал свои вещи. И на некоторых произведениях Фаберже мы встречаем цифру 100 тысяч. То есть как минимум 100 тысяч было сделано. Но мы должны учитывать, что Фаберже не все вещи нумеровал, а только для прилавка, для бухгалтерского учета».

Золотые шкатулки и серебряные сервизы, настольные часы и фарфоровая посуда, драгоценные анютины глазки, стоящие будто в воде в вазе из горного хрусталя, фигурка танцующего мужика из цветных камней работы Фаберже — таких в России всего шесть, стоимость такой как минимум пять миллионов долларов. Создатели музея признавались сегодня, что нужно бы выставить раза в три меньше экспонатов, но им хотелось показать все богатство.

Владимир Мединский, министр культуры РФ: « Я как министр культуры убежден, что собирать произведения искусства значительно лучше, чем собирать иностранных футболистов. Но то, что собранное хранится не на даче на Рублёвке, а то, что все это экспонируется и будет доступно нашим гражданам, это замечательно».

Каждый зал посвящен отдельной тематике. В Парадном синем — пасхальные шедевры, в Готическом — иконы, в Красной гостиной — коллекция русского серебра, в Терракотовом наконец — драгоценная утварь.

Между тем картины Коровина и Ренуара не были целью, но Виктор Вексельберг уже говорит о вероятном сотрудничестве и с Пушкинским музеем, и с Третьяковской галереей, так что, кажется, музей Фаберже готовится завоевывать зрительское внимание на всех фронтах. И в декабре, когда он откроется для посетителей, пустовать эти залы явно не будут.

Читайте также