Дело Маркина сподвигло Минобороны на создание закона о декрете для мужчин-военных

06.11.2013, 17:35

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Правовая коллизия привела к повторному заседанию Конституционного суда, который должен поставить окончательную точку в вопросе, имеет ли право мужчина, нося погоны, уходить в отпуск по уходу за ребенком.

Сегодня Конституционный суд приступил к пересмотру дела об отпуске по уходу за ребенком для мужчин-военных. Несмотря на то, что ранее судьи уже признали отказ командования соответствующим Конституции. Дело в том, что подобную норму признал дискриминирующей Европейский суд по правам человека. И теперь в КС за разъяснениями обратился Ленинградский окружной военный суд.

Корреспондент НТВ Алексей Чеботарёв вник в детали.

Эта история началась в 2005 году, когда у тогда еще профессионального военного Константина Маркина родился сын. Однако командование отказалось отпустить мужчину в отпуск по уходу за ним. С тех пор минули годы, сын Маркина уже пошел в школу. Но тот старый конфликт привел к коллизии между решением высокой российской инстанции — Конституционного суда и Европейского суда по правам человека.

Константину Маркину командование отказало на основании норм военного права. По ним, военнослужащие-женщины могут претендовать на полноценный отпуск по уходу за ребенком, а вот мужчины-военные — нет. На том же стояли и суды общей юрисдикции, отклонившие жалобы Маркина. В итоге он обратился в Конституционный суд с требованием признать положения дискриминационными.

Но в 2009-м высокая инстанция не нашла в них несоответствий основному закону страны. Вопросы обороноспособности предполагают некоторые ограничения в отношении людей в погонах. Но Константин Маркин обратился еще и в Европейский суд и тем самым добился предоставления отпуска. Но де-факто, а не де-юре.

Константин Маркин, военнослужащий в запасе: «В октябре 2006 года, т. е. через год после рождения ребенка и практически через год после моего обращения, отпуск был мне предоставлен. Но не столько с согласия командования, сколько потому что моя жалоба в Европейский суд просто была коммуницирована властям, и просто дали указание командиру предоставить отпуск».

Разрешившаяся в жизни ситуация на юридическом фронте с годами лишь усложнялась. В 2012-м Европейский суд по правам человека наконец вынес решение по жалобе жителя Новгорода Константина Маркина. В его пользу. Международная инстанция признала, что оспариваемые положения российского военного законодательства нарушают право на частную жизнь и являются дискриминационными.

На основании этого решения Константин Маркин вновь пошел в наступление на военные суды и стал требовать пересмотра его дела. Но тут уже сами служители Фемиды оказались поставлены в тупик и обратились за разъяснениями в Конституционный суд.

Перед Конституционным судом стоит парадоксальная на взгляд обывателя задача. Словно судить самого себя. Нужно разъяснить, чем теперь руководствоваться коллегам из других инстанций. Решением самого же Конституционного суда 2009 года. А по закону, такие акты вообще-то окончательны, не требует утверждения другими органами и не подлежат обжалованию. Или противоположным постановлением международной инстанции 2012 года.

А из Конституции и гражданского процессуального кодекса следует, что оно также имеет приоритет над внутренними законами. Но опять же высшая юридическая сила — у основного закона. Что на весах Фемиды окажется тяжелее, станет ясно примерно через месяц.

А между тем в Министерстве обороны уже разработали законопроект, наделяющий и мужчин-военнослужащих правом брать отпуск по уходу за ребенком. Специалисты считают, что толчком послужила именно коллизия, возникшая в связи с делом Константина Маркина.

Читайте также