На борту ледокола-гиганта: репортер НТВ увидела жизнь полярного экипажа изнутри

05.11.2013, 20:15

Видеосюжет: Катерина Правдина
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Успешный ход экспедиции на Северный полюс во многом зависит не только от капитана, но и от всех членов команды, которые своим, порой, незаметным трудом обеспечивают функционирование «50 лет Победы» — крупнейшего атомохода в мире.

Сегодня воды Северного Ледовитого океана бороздит крупнейший атомный ледокол в мире — «50 лет Победы». Тот самый, на котором к Северному полюсу доставили Олимпийский огонь. Основное же его предназначение — проводка научно-исследовательских судов в суровых арктических условиях. Кроме того, он ходит в круизы с туристами на борту.

Корреспондент НТВ Катерина Правдина отправилась в путешествие.

Ледокол, как многоквартирный дом, способный автономно существовать семь с половиной месяцев. И это только потому, что провизия дольше не хранится. А к питанию на борту относятся трепетно и предвзято.

Игорь Смирнов, старший повар: «Когда судно в рейс уходит на 4 месяца, просто яблоку негде упасть. Здесь все забито. Продукты бывают даже на палубе».

Камбуз на судне вообще такое место, куда членам экспедиции и в голову не придет зайти, если только их не кормят такими неповторимыми и не повторяющимися за рейс изысками, что хочется взглянуть в глаза тем, кто изобретает и готовит эти яства.

Заставить отказаться от четырехразового питания здесь может только непогода. В конце лета и осенью Баренцево море преподносит сюрпризы. Даже бывалые моряки Арктики сохраняют в личных архивах такие шторма. Так это было в 2010-м. 12 баллов.

Осенью 2013-го ледокол, совершая свой 21-й поход на полюс, впервые шел к 90-й параллели в полярную ночь. Природа не бушевала. Только снежные заряды стреляли по Земле Франца Иосифа. Этим пейзажем не устают восхищаться даже члены экипажа. Говорят, картинка здесь всегда эксклюзивная. Никогда не встретишь двух одинаковых айсбергов или похожих северных сияний.

Строения на берегу — это все, что осталось от полярной станции, которая была здесь основана в 1929 году. Ученые ушли отсюда в 56-м. И теперь, говорят, здесь хозяйничают белые медведи.

В период рассвета на архипелаге было четыре постоянные станции — научные, военные. В 90-е годы наступила эпоха запустения. Отказавшись от существующей инфраструктуры, здесь пытались ввести вахтовый метод. В итоге сейчас на Земле Франца Иосифа осталась последняя исследовательская база и застава. И ни одной на дрейфующих льдах.

На полюсе, говорят, ко многому начинаешь относиться иначе. В первую очередь, ко времени. И не только потому, что на вершине планеты сходятся часовые пояса. Просто проход по льдам всегда разный. Зависит от дрейфа ледяного покрова и образующихся трещин. Тут не работает правило «путь по прямой — самый быстрый».

Станислав Юшкевич, второй помощник капитана ледокола «50 лет Победы»: «Если ледокол попадает в перемычку (она может быть небольшой, миля или две), на то, чтобы ее пробить, может уйти более суток».

Беспрепятственный проход по арктическим льдам здесь обеспечивают, конечно, не только судоводители, но малозаметные участники экспедиции: механики, электрики, машинисты. Те, кто обслуживают и управляют системами, позволяющими ледоколу выдавать мощность 75 тысяч лошадиных сил.

Подробнее — в специальном репортаже НТВ-Петербург из Арктики.

Новости по теме

Читайте также