Журналисты вынудили Путина проявить эмоции

10.05.2005, 20:37

Вопрос о пакте Молотова-Риббентропа закрыт, и возвращаться к нему Россия не будет. Во вторник об этом заявил президент Путин после саммита Россия-ЕС. Кроме того, глава государства жестко и крайне эмоционально высказался по ряду других вопросов. Путин сказал все, что думает и о позиции стран Балтии накануне 9 мая, и о политике соседей в целом.

Между тем, судя по результатам саммита, в отношениях между Москвой и Брюсселем острых вопросов все меньше — главная цель безвизовой режим. На встрече были приняты планы действий (так называемые «дорожные карты») по четырем общим пространствам между ЕС и Россией. Репортаж корреспондента НТВ Владимира Кондратьева.

Вопрос о пакте Молотова-Риббентропа закрыт, и возвращаться к нему Россия не будет. Во вторник об этом заявил президент Путин после саммита Россия-ЕС. Кроме того, глава государства жестко и крайне эмоционально высказался по ряду других вопросов. Путин сказал все, что думает и о позиции стран Балтии накануне 9 мая, и о политике соседей в целом.

Между тем, судя по результатам саммита, в отношениях между Москвой и Брюсселем острых вопросов все меньше — главная цель безвизовой режим. На встрече были приняты планы действий (так называемые «дорожные карты») по четырем общим пространствам между ЕС и Россией. Репортаж корреспондента НТВ Владимира Кондратьева.

Удивительное дело: отношения между Россией и Европейским союзом год от года становятся все крепче, поднимаются на все новую высоту, а российские граждане вынуждены обращаться за визами для въезда в те страны, куда раньше ездили свободно и без проблем — даже в родной Калининград теперь просто так не попадешь.

Поэтому россиянам довольно-таки трудно объяснить, в чем, собственно, заключается суть и выгода так называемых общих европейских пространств, о которых договорились на саммите политики и чиновники — ведь в реальной жизни со стороны ЕС для России появляются все новые ограничительные барьеры.

Четыре общих пространства — это, во-первых, экономика, во-вторых, общее пространство свободы, безопасности и правосудия, в-третьих, внешняя безопасность, и, наконец, наука, образование и культура.

Документы подписаны. Путина гости легко покритиковали — с ним, мол, трудно вести переговоры, он очень печется об интересах своей страны. А Путин особенно похвалил за конструктивизм Жан-Клода Юнкера — премьер-министра Люксембурга, который сейчас председательствует в Евросоюзе.

Все на заключительной пресс-конференции шло обычным чередом. Много общих добрых слов о доверии, дружбе, партнерстве, но мало конкретного о том, когда же в Европе будут устранены разграничительные линии.

Европейцы увязывают это светлое будущее с вопросом о реадмиссии, то есть возвращении в Россию лиц, нелегально проникнувших в страны Евросоюза. Правильная постановка вопроса, считает Путин, но все не так просто.

Владимир Путин: «Как вы себе представляете, чтобы представители российских силовых структур приезжали, скажем, в одну из европейских стран и за шиворот вытаскивали граждан, которые попали на вашу территорию с территории России? Давайте вместе подумаем на эту тему, с привлечением общественных, может быть, организаций, чтобы нам потом не ставили в вину, что мы занимаемся здесь нарушением прав человека».

Переполненный зал встрепенулся, когда испанская журналистка спросила о пограничном статусе России с прибалтийскими республиками. Территориальные претензии, выдвигает, в частности, Латвия. Путина эта тема сильно задела.

Владимир Путин: «Мы готовы к подписанию соглашения по границе, о котором вы спрашивали, и с Эстонией, и с Латвией. Надеемся, что они не будут сопровождаться дурацкими по своему содержанию требованиями территориального характера. Сегодня в Европе в 21 веке, когда одна страна предъявляет территориальные претензии к другой, и одновременно хочет ратифицировать договоры по границе — это полная чушь, сапоги всмятку, не соответствующая ни духу строительства общеевропейского дома, ни смыслу того, что мы делаем вместе с Евросоюзом».

Масла в огонь подлила эстонская журналистка: «Почему вам так тяжело сказать „извините за оккупацию“? Потому что если бы вы сказали это, мы могли бы очень легко вместе жить».

Владимир Путин: «Вы так хорошо говорите по-русски, что уверен, и читаете не хуже. Возьмите, пожалуйста, постановление Съезда народных депутатов 1989 года, где черным по белому написано: Съезд народных депутатов осуждает пакт Молотова-Риббентропа и считает его юридически несостоятельным. Он не отражал мнение советского народа, а является личным делом Сталина и Гитлера. Что еще можно сказать более точно и ясно по этому вопросу? Или вы хотите, чтобы мы делали это каждый год? Что еще нужно сказать, как вы считаете? Мы считаем, что этот вопрос закрыт, все, возвращаться к этому больше не будем, сказали один раз — достаточно. Я хоть и не очень хорошо, может быть, учился в университете, потому что пива много пил в свободное время, но все-таки кое-что помню, кое-что у меня еще в голове осталось, у нас были хорошие преподаватели».

Европейские гости, явно пораженные резким тоном и откровенностью российского коллеги, что-то пытались сказать в том духе, что мудрость и здравый смысл восторжествуют. Журналисты тем временем начали передавать в свои редакции сенсационный материал.

Главная тема саммита грозила затеряться. Политика политикой, но простым россиянам важно ездить в Европу без виз.

Виктор Иванов, помощник президента РФ: «Я надеюсь, что, так как Европа просит поставить вопрос о заключении реадмисионных соглашений до осеннего саммита России и ЕС, мы будем, конечно, стремиться к этому, и дальше — дорога к безвизовому пространству».

Сергей Ястржембский, помощник президента РФ: Вопрос сложный не потому, что кто-то не хочет его решить. Нет, в данном случае отсутствует негативный подход к теме. Мы понимаем европейцев в том плане, что они не хотят, чтобы через Россию шел поток нерегулируемой миграции, (хотя мы считаем, что этого потока нет).

Обнадеживает одно — Россия настойчиво добивается поставленной цели, чтобы устранить визовый режим с Евросоюзом, и готова выполнить для этого все полученные домашние задания.

Читайте также