Картину с цесаревичем мог написать начальник дворцовой полиции

29.08.2013, 21:35

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Появились первые версии о происхождении найденного в тайнике под Петербургом портрета царевича Алексея.

Для искусствоведов найденный в Царском Селе неизвестный портрет цесаревича Алексея стал настоящей драгоценностью. Картина была спрятана в тайнике, который случайно вскрыли строители при реконструкции Пажеского корпуса. Сегодня появились и первые версии того, кто автор полотна, когда и как оно было замуровано в стене.

Корреспондент НТВ Алексей Кобылков расскажет о деталях обнаружения сенсационной находки.

Фасад Кавалерского дома почти не виден из-за густой зелени, и оттого становится еще интереснее, что там внутри. Тайник под козырьком крыши во время реставрации нашли строители: вытащили два ряда кирпичей из-под карниза и обнаружили небольшую нишу — около полуметра в длину.

Иван Киргизов, строитель: «С правой стороны был сверток газет. И сюртук был слева. А когда развернули, поняли, что картина, что Романов. Сразу отнесли в музей».

Изучив вещи и сфотографировавшись на память, рабочие решили, что лучше будет отнести трофеи в музей, не думая тогда, сколько внимания привлечет эта находка.

В начале ХХ века в домах на Садовой улице жили и Фредерикс, и Путятин, и Дидюлин — все это ближнее окружение Романовых, те люди, которые в выходные приглашались на завтрак в Александровский дворец. Первым делом музейщики решили, что портрет мог принадлежать Боткину, лейб-медику царской семьи, который с большой теплотой относился к наследнику, но сейчас уже ясно, что это не так.

Кирилл Шереметьев, исполнительный директор научно-реставрационной фирмы: «Здесь до революции жил прокурор Пушкина с семьей и прислугой. И дом был без этой одноэтажной пристройки. В советское время здесь находились обыкновенные квартиры».

По сведениям краеведов, 10-й дом по Садовой улице занимал Борис Андреевич Герарди, с 1905 года — начальник дворцовой полиции. Женат, двое детей. По сути, именно он лично отвечал за охрану императорской семьи. Но сейчас еще нет никаких свидетельств того, что портрет принадлежал ему.

Кто был владельцем этого портрета пока неизвестно, но в Царском Селе рассчитывают его найти по косвенным признакам. Например, уже выяснили, что среди газет, в которые он был завернут, есть и «Новое слово», которую выписывали исключительно консерваторы. Так что это существенно сужает круг поисков.

Еще одна загадка — имя художника. На холсте есть инициалы, можно разобрать заглавную букву П, но никто из известных живописцев так не подписывался, и по манере рисунка автора тоже не определить. Зато со стопроцентной уверенностью в Царском Селе говорят, что цесаревич не позировал для этого портрета, его писали с фотографии.

Ираида Ботт, заместитель директора ГМЗ «Царское Село»: «Мы знаем, что есть фотография в таком ракурсе, в этом возрасте, абсолютно аналогичная изображению на нашем портрете. И есть фотооткрытки, которых в нашей коллекции нет».

Дело в том, что в 1914-м Алексею Николаевичу исполняется 10. В честь юбилея ему дарят медаль, издают книжку и устраивают специальную фотосессию в Сиреневой гостиной Александровского дворца. Портреты, сделанные тогда, позже разойдутся по фотооткрыткам. И, вероятно, именно с одной из них будет написана эта картина.

Лариса Бардовская, главный хранитель ГМЗ «Царское село»: «Картина любительская, сделал ее любитель, оставил свои инициалы, а кто это, мы будем сейчас искать. Мальчику на этой картине десять лет».

Главный вопрос сегодня — кто устроил этот необычный тайник с одеждой и газетами и что потом стало с владельцем. Разгадывать историческую загадку будет, наверняка, увлекательно. Но если это все же Борис Герарди, то повествование не выйдет особенно длинным. По свидетельству генерал-майора Спиридовича, в 1918-м бывший начальник дворцовой полиции был взят в заложники и расстрелян в Петрограде. Сколько еще тайн сохранил Кавалерский дом, сейчас никто не расскажет.

Читайте также