Лучшие искусствоведы изучают любительский портрет 10-летнего царевича

29.08.2013, 16:33

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Царском Селе намерены узнать имя автора, написавшего картину с царевичем Алексеем. Круг поисков сужается, потому что известно, какие газеты читали и кто владел домом, в стене которого обнаружили пыльный сверток.

Еще один клад обнаружили в Петербурге. По крайней мере, для искусствоведов найденный в Царском Селе неизвестный портрет цесаревича Алексея — это настоящая драгоценность. Картина была спрятана в тайнике, его случайно вскрыли строители при реконструкции Пажеского корпуса. Кто автор полотна, когда и как оно было замуровано в стене — все это сейчас выясняют специалисты, срочно вызванные в музей-заповедник.

Корреспондент НТВ Алексей Кобылков узнал первые подробности.

В Царском Селе настоящий переполох — как будто специально все произошло в год 400-летия Романовых. Но главные герои этого дня держатся в тени и предпочитают особенно не рассуждать о своих заслугах.

Иван Киргизов, строитель: «Мы стояли на лестнице и снимали карниз венчающий, разбирали обрешетку и там были старые кирпичи. Мы их начали постепенно вытаскивать, и там под кирпичами был этот сверток в пыли. Мы его достали, сначала значения не придали, положили».

В нише между карнизом и стеной строители нашли не только свернутый в рулон портрет, в котором они, говорят, сразу угадали цесаревича, но еще и отдельно лежащую стопку газет 1917 года, а рядом не то сюртук, не то пальто с каракулевым воротником. Картину развернули, сфотографировались и на всякий случай понесли в музей.

Лариса Бардовская, главный хранитель ГМЗ «Царское Село»: «Картина любительская, сделал ее любитель, оставил свои инициалы, а кто это, мы будем сейчас искать. Мальчику на этой картине десять лет».

Первым делом музейщики подумали о том, что картина должна принадлежать Боткину, лейб-медику царской семьи, который с большой теплотой относился к наследнику. Но сейчас уже ясно, что это не так: Боткин жил по соседству, а этот 10-й дом по Садовой улице занимал Борис Герарди, начальник дворцовой полиции.

Кирилл Шереметьев, исполнительный директор научно-реставрационной фирмы: «Здесь до революции жил прокурор Пушкина с семьей и прислугой. И дом был без этой одноэтажной пристройки. В советское время здесь находились обыкновенные квартиры».

Обычно в кабинетах вешали все же портрет императора, а не его супруги или детей, поэтому несложно догадаться, что у семьи, где был портрет наследника, складывались особенные отношения с Романовыми — и значит, во время ареста царской семьи и тем более в 17-м году хозяевам этого дома было чего бояться. Неудивительно, что портрет решили спрятать.

Кто был владельцем этого портрета пока неизвестно, но в Царском Селе рассчитывают его найти по косвенным признакам. Например, уже выяснили, что среди газет, в которые он был завернут, есть и «Новое слово», которую выписывали исключительно консерваторы. Так что это существенно сужает круг поисков.

Есть только инициалы, две буквы ПП. Холст, масло — почти никакой художественной ценности эта картина, как говорят сегодня в Царском Селе, не представляет. Судя по всему, цесаревича писали с фотографии, а возможно, даже с открытки: дело в том, что наиболее удачные снимки августейших особ тиражировались и продавались.

Ираида Ботт, заместитель директора по научной работе ГМЗ «Царское Село»: «Мы знаем, что есть фотография в таком ракурсе, в этом возрасте, абсолютно аналогичная изображению на нашем портрете. И есть фотооткрытки, которых в нашей коллекции нет».

В ближайшие несколько месяцев в музее-заповеднике будут выяснять историю картины и проводить реставрацию. Позже портрет, скорее всего, займет место на экспозиции в Александровском дворце. По крайней мере, владелец здания уже заявил о том, что готов передать полотно музейщикам.

Еще предстоит выяснить историю этой картины. Но и журналисты, и сотрудники музея уже с интересом смотрят по сторонам: на той же Садовой улице по соседству идут и другие строительные работы.

Читайте также