Русский музей представляет неизвестные шедевры Брюллова

27.08.2013, 19:26

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Работы знаменитого художника, которые лишь недавно признали брюлловскими, выставили в Санкт-Петербурге.

Невероятная выставка открылась сегодня в Русском музее. Десять неизвестных работ Карла Брюллова представили широкой публике — открытие без преувеличения исторического масштаба. Это как если бы нашлись новые стихи Пушкина или Лермонтова. Полотна из частных собраний, среди картин есть и два автопортрета. Так что такого Брюллова в буквальном смысле практически никто еще не видел.

Корреспондент НТВ Павел Рыжков посмотрел экспозицию одним из первых.

Для Григория Голдовского выставка десяти картин Брюллова — сенсация. Специалисты Русского музея представить себе не могли, что в наше время после векового тщательного исследования наследия художника можно открыть неизвестные работы.

Григорий Голдовский, заведующий отделом живописи XVIII — начала XIX веков: «Представить себе десяток подлинных вещей Карла Брюллова — это немыслимая сенсация. Я знал о них, но видел первый раз. Ровно половина ни в каких брюлловских списках не числится».

Часть представленных полотен на западных аукционах покупали частные коллекционеры, в том числе и по совету специалистов Русского музея. И уже потом подтверждали их настоящую ценность. Портрет Елены Павловны в траурном платье первоначально значился как работа неизвестного художника. Авторство установили позже.

Брюллов вообще редко подписывал свои холсты. Изображение красавицы Стефании Витгенштейн — исключение, с подписью мастера. Но и оно долго значилось как картина неизвестного живописца.

Даже автопортрет Брюллова на Западе сочли копией с работы, которая находится в Русском музее. Хотя, на самом деле, это поздний авторский вариант.

Григорий Голдовский, заведующий отделом живописи XVIII — начала XIX веков: «Такой автопортрет есть в Третьяковке, есть у нас. Но у нас это копия Лукашевича, пройденная самим Брюлловым. А это собственноручное, авторское повторение на холсте, варьированное, отличающееся от оригинала, выполненное в 1849 году перед отъездом».

Брюллов уехал в Италию. И как многие тогда и предполагали, в Россию уже не вернулся. Поэтому заказчики просили его повторить полюбившийся им автопортрет. Этот холст — в старой брюлловской раме, так же, как и другой, совсем неизвестный публике. Он сделан в Италии в 1832 году. Его набросок, кстати, был использован мастером в знаменитой картине «Последний день Помпеи». Это вариант знаменитого брюлловского «нон-фенито» — неоконченности. Когда портрет не завершен технологически, но закончен по эмоциональному напряжению и содержанию.

Специально для зала №13 сделали так называемые фальш-стены. Панели, обтянутые лиловым бархатом, создали интерьер, близкий по стилю к залам старинных петербургских особняков, для владельцев которых Карл Брюллов и создавал свои шедевры.

На выставке есть картины, которые никогда не покидали Россию. Например, портрет Гагариной с сыновьями. Полотно после революции продала супруга внука изображенной княгини, чтобы выручить необходимые деньги для эмиграции. Несколько работ для экспозиции представил бизнесмен, дальний родственник Брюллова — потомок по женской линии его брата, известного архитектора.

Среди портретов интересными оказались и два эскиза к многофигурным композициям. Один был сделан для Исаакиевского собора. А второй — «Месса в соборе Санта-Мария Маджоре». Если бы художник успел осуществить свой замысел, мог бы составить творческую конкуренцию самой знаменитой исторической картине Брюллова «Последний день Помпеи».

Читайте также