Физики винят технику в катастрофе испанского поезда

26.07.2013, 00:50

Видеосюжет: Владимир Якименко
Фото: Reuters © 2013, Miguel Vidal.
Видео программы «Сегодня. Итоги»

Страшные кадры из испанского города Сантьяго-де-Компостела шокировали весь мир. Пассажирский поезд на бешеной скорости несся навстречу смерти. Разбились, сгорели или задохнулись 80 человек. И это не окончательная цифра. Эксперты называют несколько версий катастрофы.

В истории мировых железнодорожных катастроф испанская — далеко не самая крупная. Аварии на железных дорогах Индии, Пакистана, Бангладеш уносят за раз по нескольку сотен жизней. Но в Испании подобного тому, что случилось в Сантьяго-де-Компостела, не было последние 20 лет.

Испанские дороги славятся своей надежностью. Что же произошло? Отказ техники или пресловутый человеческий фактор — в этом разберется следствие. Владимир Якименко собрал воедино наиболее важные факты.

Испанские железные дороги и поезда — это действительно национальная гордость, почти швейцарская точность и практически французские скорости. Скоростной состав, как не без гордости говорят инженеры, техническое совершенство. Поэтому, кстати, сидя в вагоне, сложно понять, с какой скоростью несется поезд, если только не смотреть на табло спидометра.

Сейчас уже точно известно, что в районе крушения поезд ехал со скоростью 190 км/ч при допустимой 80 км/ч. Почему машинист не сбросил скорость, должно выяснить следствие. Поезд был оснащен «черными ящиками», эксперты уже начали расшифровывать их записи. Что касается машиниста, который оказался одним из немногих, кто не был ранен в результате крушения, то в профессии он не новичок. И, как говорят коллеги, вряд ли машинист сознательно разогнал состав. Но есть и другая точка зрения.

Впрочем, сейчас, когда хронология катастрофы более-менее восстановлена, ясно, что ее причина, скорее всего, — сбой техники. Вот как крушение объясняет преподаватель прикладной физики Мадридского университета.

Антонио Руиз Де Эльвира, преподаватель физики Мадридского университета: «Поезд ехал с максимальной скоростью, и на такой скорости он уже не удерживался рельсами. То есть, несмотря на то, что пути поворачивали налево, поезд поехал прямо. Это конструкторский просчет. Обычно скорость контролирует электронная система. На каждом участке пути она просчитывает максимально допустимую скорость, после чего посылает мгновенное сообщение по Wi-Fi и по радио — как угодно — и скорость автоматически снижается».

Уже много лет все европейские скоростные линии контролируются специальной системой, которая может предотвратить несанкционированное увеличение скорости поезда. Однако такой системы на ветке Мадрид — Ферроль не было, а более простая автоматика на злополучном участке не сработала. Ее хотели заменить, несколько лет назад хотели даже исправить поворот, на котором произошло крушение, однако сначала, что называется, не доходили руки, а потом грянул финансовый кризис.

Связанные новости

Читайте также