Кино без прикрас: в «Зеркале» снова отразилась горькая реальность

12.06.2013, 09:42

Видео программы «Сегодня»

Фестиваль авторского кино, названный в честь ленты Андрея Тарковского, в двенадцатый раз проходит в Плесе. В конкурсной программе — десять фильмов, в которых есть словацкие скинхеды, французские феминистки и китайская девушка с тяжелой судьбой.

В городе Плес Ивановской области показывают кино без прикрас — там открылся XII Международный кинофестиваль «Зеркало» имени Андрея Тарковского. Десять конкурсных картин рассказывают об одиночестве, боли, несправедливости, проблемах общества и отдельного человека. Фильмы — словно отражение той реальности, которую почти никогда не показывают на массовых экранах. Корреспондент НТВ Алина Репина посмотрела неформатное кино.

По ту сторону Волги — Костромская область, по эту — Ивановская. Плес — самый маленький город Золотого кольца, прославленный на холстах приезжавшими на летние пленэры Левитаном и Саврасовым, на кинопленке рожденный в соседнем Юрьевце Андреем Тарковским. Его знаменитый фильм «Зеркало», в честь которого и назвали нынешний фестиваль, как раз об этих краях.

Павел Лунгин, режиссер, президент кинофестиваля «Зеркало»: «Это наша Ривьера, это наши будущие Канны, Ницца. Мне кажется, что красота этих мест, эта потрясающая набережная вдоль Волги, это, конечно, что-то глубоко наше, глубоко национальное».

Пока на Канны здесь мало что походит. Туалеты дам попроще, красной ковровой дорожки нет и вовсе. Вместо нее на набережной перформанс: ящики, что беспрестанно переставляют с места на место, в честь уникального архива Андрея Тарковского. Ивановская область недавно купила его на аукционе Sotheby’s, отбив у другого страстного поклонника режиссера — самого Ларса Фон Триера.

Среднестатистический участник конкурс — мужчина 37–38 лет. Он из Европы, причем скорее из Восточной, чем из Западной. Он живо интересуется социальными проблемами и не боится снимать непрофессиональных актеров.

Павел Лунгин: «Здесь не будет развлекательных фильмов, здесь будут фильмы режиссеров, которые болевым образом реагируют на несправедливость общества, на глубокие проблемы внутри человека, тех, которые пытаются, если можно сказать, заниматься психоанализом общества».

В конкурсной программе — 10 картин, и вместе они рисуют если не чудовищную, то как минимум неуютную и горькую реальность. Будь то депрессивное словацкое захолустье, где лучший друг 18-летнего скинхеда — его собака, как в ленте «Мой пес Киллер», или же прекрасно-гипнотические пейзажи Мексики в «Чтобы не умереть», где женщина средних лет пытается выходить свою умирающую бабушку, попутно вспоминая собственную неудавшуюся жизнь. Это истории о пресытившихся наслаждениях феминисток из «Солдата Жаннетт», и о девушках нежеланных и унижаемых, как в фильме «Яйцо и камень».

Последняя лента, возможно, самая пронзительная на конкурсе. Она рассказывает о юной девушке, живущей в глухой деревушке на юге Китая, которая оказалась не нужна родителям и была изнасилована дядей. Для Хуан Дзи этот автобиографический фильм — личный подвиг. Она сняла его в той самой деревне, где выросла и где ее унижали, уговорив тех самых соседей, что знали обо всем, но не заступались.

Лента «Небесные жены луговых морей» рисует спасительный мир, где по лесам бродят кикиморы, а беременеют не от насильников, а от ветра в чистом поле. 22 новеллы о марийских женщинах, имя каждой из которых начинается на «О»: Окай, Одоча, Ошвика. Фильм — этнографическая диковина даже для российских зрителей, он идет на марийском с русскими субтитрами.

Алексей Федорченко, режиссер: «Спрашивают: а марийцы — это вы народ выдумали? Хотя это все находится от Москвы в каких-то 600 километрах. Весь этот удивительный мир лежит рядом, и все происходит на самом деле. Стоит вот проехать несколько часов на машине и выйти из машины, и оглянуться. Это все рядом».

Подробнее — в репортаже НТВ.

Читайте также