Балетный блокбастер: объемное «Лебединое» оказалось похоже на голливудский «Аватар»

07.06.2013, 20:33

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Первая 3D-трансляция самого известного балетного бренда России, проведенная командой Джеймса Кэмерона, вошла в историю. При этом в спектакле и в знаменитом фильме, сделанным той же съемочной группой, каким-то мистическим образом нашлось множество совпадений.

Первая неделя июня в мировой истории очень тесно связана с кино и телевидением. 75 лет назад в Штатах в этот день по ТВ показали первую пьесу с оригинальным бродвейским составом исполнителей «Сюзанна и Бог». В 1946 году в это время возобновила вещание BBC на аудиторию в 12 тысяч зрителей. Ровно полвека назад впервые на телевидении появились The Rolling Stones, а двумя годами позже корпорация Sony представила первый домашний видеомагнитофон.

Начало июня 2013 года войдет в историю симбиозом хайтека и хайарта. В Петербурге состоялся грандиозный эксперимент, к которому приобщились даже творцы «Аватара». С оператором Джеймса Кэмерона пообщался корреспондент НТВ Павел Рыжков.

После выхода на экраны «Аватара» компания Джеймса Кэмерона стала безусловным лидером в тренде 3D. И дело не только в таланте режиссера. Кэмерон вместе со своим товарищем Винсом Пэйсом придумал идеальную технологию создания совмещенной картинки для левого и правого глаза.

Именно этот прием и был использован при трансляции балета «Лебединое озеро». Так что Одетта и принц Зигфрид, в точности как Нейтири и Джейк Салли преодолели все земные законы и оказались на второй сцене Мариинского театра.

Соединение высокого искусства и высоких технологий произошло именно на этом бренде не только Петербурга, но всего мирового балета. Со времени создания первого успешного спектакля на сцене Мариинки — десятки постановок «Лебединого» по всему миру. Одна из них, Большого театра, стала символом крушения советского союза. Никогда больше с августа 91 года это «Озеро» не транслировалось на федеральном канале.

Фильм «Аватар» — бренд, созданный Джеймсом Кэмероном, который стал нечто большим, чем просто 3D-кино. Символ ответственности человека перед природой стал еще и символом успешного соединения компьютерных и кинотехнологий. Что обеспечило девять номинаций «Оскара». Коммерческий успех от проката в два миллиарда долларов фантастичен даже для такой фантастики.

В «Лебедином» и «Аватаре» мистически много совпадений. На афишах к спектаклю всегда пишут: не сказочный, а фантастический балет. Воплотившись в лебедей в XIX веке, русские танцовщицы стали словно обитателями другого мира. Совсем как Джейк Салли в XXI веке, превратившийся в синекожего гиганта.

Чайковский, написав «Лебединое», загадочно заявил: его время еще впереди. Белая лебедь Одетта, и ее черная копия Одиллия — как заимствование чужого тела. Даже постановочный прием видение второго настоящего лебедя в зеркале — как некий аватар.

Винс Пейс, совладелец компании Cameron Pace Group: «Эти артисты и этот спектакль захватывает зрителя так же, как и „Аватар“. Они так же перемещают вас в мир, который до сих пор люди не могли себе представить. И думаю, балет в Мариинском — история любви, противостояние одного „Аватара“ другому. И очень во многом „Лебединое“ похоже на фильм „Аватар“».

Оператор Винс Пейс при создании объемного балета использовал технологии «Аватара». Техническая «начинка» шедевров создается в специальной видеоаппаратной. В отличие от режиссерской, которая находится в автобусе, она располагается в историческом здании Мариинки.

Конечно, «Лебединое» в 3D обсуждают. И не все отзываются положительно. Есть скептики, у которых от такого эффекта присутствия голова кружится. Но можно вспомнить, как пришtл цвет на телевидение в 50-х. Критики во весь голос уверяли, что такая картинка мешает восприятию документальности события.

Кто-то не понимает, зачем тратить столько денег на технические новинки, но ведь балетная труппа Мариинского театра не сможет посетить с гастролями все эти 50 стран даже за несколько лет. В любом случае, как бы ни отнеслась публика к этому проекту, он уже вошел в историю как первый в мире объемный балет.

Читайте также