Тряпичная кукла и разделочная доска рассказали об ужасах ГУЛАГа

17.05.2013, 10:54

Видео программы «Сегодня»

Жителям Берлина показали, чем жили и как работали люди, практически голыми руками строившие Беломорканал и Транссиб.

В Берлине открывается выставка, экспонаты которой будто сошли со страниц Солженицына и Шаламова. В немецкую столицу привезли артефакты с далекого архипелага — ГУЛАГа. Готовить экспозицию нашим специалистам помогали историки из Бухенвальдского мемориала. Корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг узнал, что увидели немцы в советской лагерной истории.

На каждом втором документе — гриф НКВД «хранить вечно». В рассекреченных разнарядках говорится о расстрелах тысяч людей, о приговорах, без суда выносившихся тройками. Но была бы воля историка Фолькхарда Книгге, он бы навечно вещдоком ГУЛАГа сохранил разделочную доску.

Фолькхард Книгге, куратор выставки: «Нам рассказали, что в том холоде, что свирепствовал на Колыме, писать на бумаге было попросту невозможно. И таблицу с нормами выработки лагерное начальство вело на деревянных дощечках для хлеба. Меня это потрясло».

Цифры теперь почти выцвели, а тогда от того, достигал ли их заключенный, зависело, получал ли он лишний паек или же умирал с голоду. Рядом — обрывки простыни, на которой отчаявшийся с наивной надеждой писал тайком жалобы прокурору. А еще самодельная обувь, кружки и лампы из жестяных банок, рельс вместо колокола, созывавший на работу. Здесь можно многое принять за артефакты средневековья, но все это — наше недавнее прошлое, теперь доступное и немцам.

Уникальную коллекцию с 80-х собирали в бывших сталинских лагерях активисты общества «Мемориал». Тем ценней экспонаты, что за каждым из них чья-то сломанная судьба. Об иных вещах, отдавая их в дар, рассказывали еще живые владельцы: о кукле, сшитой одной из заключенных, по фронтовой фотокарточке дочери, или о том, что прежде, в 37-м, было концертным платьем. В нем Валентину Буханевич-Антонову, так и не объяснив за что, арестовали прямо в театре. Артистка носила этот наряд последующие несколько лет, больше ничего у нее не было.

Связанные новости

Читайте также