Говорящий навигатор проводит до станции и поможет спуститься в метро

02.04.2013, 19:41

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В петербургской подземке для помощи слабовидящим пассажирам предлагают специальные датчики. Их сигнал ловится радиоприемником, который позволит сориентироваться в пространстве.

Новые технологии вводит петербургское метро. В подземке появился аудиогид для слабовидящих людей. Наземные вестибюли оборудовали радиопередатчиками, а пассажирам раздали специальные приемники. Устройство предупреждает о приближении к станции, озвучивает ее название и указывает на вход. Электронный поводырь помогает ориентироваться и внутри вестибюля.

О проекте «Говорящий Петербург» — корреспондент НТВ Андрей Курицын.

Леонид Александров ловит радиоволну. Специалиста по реабилитации в петербургском отделении Общества слепых должность обязывает одним из первых взять в руки эту небольшую коробочку с двумя кнопками.

Появление женского голоса в микрофоне значит: абонент попал в зону действия сети. Маяк-радиоизлучатель закреплен над входом в метро. И если раньше слабовидящие искали помощи у случайных прохожих, то теперь следуют подсказкам электронного поводыря.

Леонид Александров, специалист по реабилитации регионального отделения ВОС: «Можно повторно нажать на кнопочку, определить еще раз. Это можно делать сколько угодно».

Внутри вестибюля становится ясно: без трудностей не обойдется. Электромаяк срабатывает только в зоне прямой видимости и всего метров с 15, не дальше. А если на пути какое-то препятствие, пассажиру придется немного поплутать.

До сих пор метрополитен с незрячими пассажирами разговаривал исключительно человеческим голосом, а контролеры помогали спускаться в подземку, только если на турникете дежурит лишний сотрудник. А теперь уже полсотни инвалидов в Петербурге рассчитывают на помощь «электронного друга». Мобильными радиоточками в городе оборудованы и несколько наземных маршрутов.

Дмитрий Игнатьев, пресс-секретарь комитета по транспорту: «Предусмотрено финансирование до конца года на оборудование всего электрического транспорта (трамвайных и троллейбусных маршрутов). Это порядка 1500 транспортных единиц. Сами остановки общественного транспорта могут „заговорить“, чтобы пассажир сориентировался, где эта остановка находится».

Затем «разговаривать» научатся поликлиники, аптеки, магазины. Многие светофоры уже оснащены звуковыми подсказчиками. В общем, этот проект «Говорящий город» — с неблизкими, но грандиозными планами. Сплошная сеть радиоинформаторов в идеале должна охватить весь Петербург и стать чем-то вроде дополнительного органа чувств. Для тех, кто лишен зрения.

В ближайшее время заговорить с пассажирами должны не только наземные, но и подземные вестибюли метрополитена. Здесь электронное устройство может стать для слабовидящего полноценным навигатором. Предупредить о крае платформы или указать направление перехода с одной станции на другую.

В сравнении с двухтомным атласом Петербурга для слабовидящих (увесистую книгу пару лет назад одно из издательств напечатало шрифтом Брайля) это, конечно, очевидный прогресс. Компактный электронный навигатор, пусть пока и очень ограниченной зоны действия, все равно сдал город чуть более доступным.

Читайте также