Смелые художники зашифровали святые лики в металле, аппликации и плакате

27.03.2013, 20:58

Видеосюжет: Мария Сапожникова
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Марат Гельман готовит открытие скандальной выставки в Петербурге и провел эксклюзивную экскурсию по залу для съемочной группы НТВ.

В петербургском арт-центре «Ткачи» сейчас монтируют выставку, к которой приковано особое внимание нескольких общественных организаций. Эти самые активисты, с одной стороны, поспособствовали тому, что экспозиция не открылась в ноябре прошлого года, с другой — сделали ей скандальную известность. И теперь наверняка ее посетит гораздо больше людей, чем могло бы. В Петербурге со второй попытки готовится представить работы Марат Гельман.

Корреспондент НТВ Мария Сапожникова посмотрела.

В галерее «Ткачи» Марат Гельман чувствует себя спокойно и уверенно. Все организационные моменты менеджеры взяли на себя, позволив ему сосредоточиться на творческих задачах. Он и гостям выставки предлагает отвлечься от скандалов и судебных процессов и вглядеться в картины. Гельман собрал их из разных коллекций, но все работы объединяет одна тема — религия.

Марат Гельман, куратор выставки Icons: «Это не выставка-манифест, которая говорит о том, что давайте что-то менять в иконописи. Это именно анализ того, как современные художники размышляют на эту тему. Ни одна из работ не претендует на статус сакральной. Никто не предполагает, что завтра их повесят в церкви».

Многие художники глубоко верующие. Так, например, Дмитрий Врубель, в очередной раз перечитав Евангелие, показал, что библейский текст очень актуален. Из огромных полотнищ сложилась своеобразная новостная лента сегодняшнего дня, не менее драматичная, чем во времена современников Христа.

Профессор Академии художеств Сигутин уделил внимание композиции и рисунку древних икон. Так, рабочий материал, который он использовал для студентов, превратился в выставочные образцы.

Среди статичных работ есть такие, смысл которых можно понять, только двигаясь в определенном направлении. Марат Гельман показывает точку, с которой отчетливо видны божественные силуэты. Делаем несколько шагов, и картина разрушается, превращаясь в хаотичную груду металла.

А в картину Евгении Мальцевой, наоборот, надо всматриваться какое-то время. На первый взгляд, три золотых лика на черном фоне. Но когда долго смотришь, память сама дорисовывает рублёвскую «Троицу». В каждой угольной шахте есть икона, это традиция горняков. Со временем полотна покрываются копотью и сажей. Вид такой иконы и вдохновил художницу на создание этой работы.

На выставке нет растиражированных образов известных икон. Если «Тайная вечеря», то взгляд с другой стороны. Художник из Краснодара обратил внимание на то, куда смотрели участники. Гельман никогда не повторяется. Он делает акцент: выставка живая, и в этот раз он добавил новые работы молодых петербургских художников. Куратор надеется, что в скором будущем эти экспонаты станут основой музея. А пока он готов провести персональную экскурсию для оппонентов, чтобы точнее донести смысл современного творчества.

Связанные новости

Читайте также