Славянская наложница-интриганка перессорила турок

16.03.2013, 09:20

Видео программы «Сегодня»

В Турции продолжает собирать огромные рейтинги скандальный сериал «Великолепный век», посвященный истории любви султана Сулеймана и его славянской наложницы, ставшей женой. Сериал считает аморальным даже премьер страны, но его все равно смотрят едва ли не в каждом доме.

Турецкий сериал «Великолепный век», известный и в нашей стране, приобрел скандальную славу у себя на родине. Вокруг истории любви султана Сулеймана и его славянской жены ломают копья консерваторы и историки. Одних не устраивает, что султан больше времени проводит в гареме, чем на поле боя, другие считают, что в фильме влияние фаворитки на Сулеймана Великолепного сильно преувеличено. Создатели тем временем отстаивают право на свою — авторскую — трактовку давних событий. Корреспондент НТВ Руслан Гусаров — о вымысле и исторической правде в телевизионном формате.

Большие деньги, большие рейтинги, большой скандал — турецкий телевизионный сериал «Великолепный век», рассказывающий о временах султана Сулеймана Первого и его любимой славянской жене Анастасии, более известной как Роксолана и Хюррем, бьет все рекорды популярности у себя на родине и во многих странах Ближнего Востока. Одновременно создателям сериала приходится сдерживать волны протеста и критики, в том числе, и первых лиц турецкой республики.

Реджеп Тайип Эрдоган, премьер-министр Турции: «Мы все знаем Сулеймана Кануни по его боевым походам, государственным делам, а не по его гарему, как показывают в фильме. Мы возмущены теми, кто производит этот продукт и показывает его».

В Верховный совет по телевидению и радио Турции поданы более 75 тысяч гневных обращений: требуют запретить показ фильма. По мнению наиболее яростных критиков, султан Сулейман Великолепный в сериале в основном показывается как герой-любовник, тиран и интриган, боящийся потерять власть. Его жена — бывшая рабыня и наложница Хюррем — в интерпретации авторов настолько умна и коварна, что, по сути, управляет султаном и всей империей, извлекая личную выгоду.

Нихат Зенгин, кандидат исторических наук: «Эрдогану и его сторонникам из консервативных сил очень не нравится, что всеобщий любимец султан Сулейман в сериале большую часть времени проводит во дворце и в гареме, а это искажает его истинный образ и роль в истории Турции. И все это смотрят не только в Турции и на арабском востоке, но и на Балканах, и в России. Однако если внимательно смотреть каждую серию, то там отражены все основные битвы и завоевания Сулеймана».

Каждую среду в обычной стамбульской семье происходит традиционный сбор родственников, соседей и друзей на просмотр новой серии «Великолепного века». Всей компанией пьют чай, бурно обсуждают перипетии дворцовых интриг, исторические факты и одежду героев — к примеру, глубокие декольте наложниц и самой султанши, которые в последних сериях после акций протеста стали заметно меньше.

Тем временем в павильонах киностудии кипит работа. В эфире идет третий сезон, а авторы уже работают над четвертым. Создатели сериала постарались максимально точно скопировать помещения с султанского дворца Топкапы в Стамбуле.

На площади почти в пять тысяч квадратных метров создали несколько основных съемочных площадок-копий дворца. Для актеров сшили около полутора тысяч оригинальных костюмов. Производители говорят, что это самый дорогой в истории страны сериал, а звучащая в их адрес критика непрофессиональна и чрезмерна.

Тимур Савджи, генеральный продюсер проекта «Великолепный век»: «Критики должны понимать, что мы снимаем художественное, а не документальное кино, хотя и держимся исторических фактов. У нас есть свой авторский стиль, свой подход и к костюмам, и к образам Хюррем и Сулеймана, которые делают сериал „смотрибельным“ и популярным уже в более 45 странах».

Роль Роксоланы-Хюррем играет немецкая актриса турецкого происхождения Мерьем Узерли. По-турецки она говорит с акцентом, что делает ее роль бывшей пленницы из восточной Европы более привлекательной и достоверной.

Многие эксперты уверенны, что именно на Роксолане во многом держится вся интрига фильма. А критиков из числа религиозно-националистических группировок больше всего раздражает то, что прототипу главной героини удалось в эпоху средневековья успешно соединить прежде несовместимые роли наложницы-фаворитки и жены султана. Тогда это была, по сути, революция, заставившая по-новому посмотреть на роль женщины в турецком обществе, и сегодня это тоже нравится не всем.

Читайте также