Смерть Чавеса: Венесуэла хоронит последнего рыцаря социализма

06.03.2013, 20:24

Видеосюжет: Роман Соболь
Видео программы «Сегодня»

В ночь на 6 марта в Каракасе произошло то, чего последние несколько месяцев с волнением и страхом ждала вся Венесуэла. В столичном военном госпитале в возрасте 58 лет умер президент Уго Чавес. В стране объявлен 7-дневный траур. Похороны пройдут в ближайшую пятницу.

Чавеса называют самым ярким лидером Латинской Америки. Вряд ли найдется политик, который на протяжении всей жизни вызывал бы столь полярное отношение к себе. Миллионы простых избирателей обожали его за близость к народу, социалистические лозунги и ярый антиамериканизм. На Западе же Чавеса называли не иначе как популистом и диктатором. Корреспондент НТВ Роман Соболь — о самых ярких моментах жизни команданте.

Пожалуй, в своем абсолютном большинстве простые венесуэльцы Чавеса на самом деле любили и искренне молились за его выздоровление. В их глазах президент оставался своим парнем и по духу, и по крови. До него Венесуэлой правили лишь президенты с аристократической родословной, прямые наследники испанских конквистадоров. А Чавес — почти коренной индеец.

Чавес мог говорил часами, удерживая любую аудиторию. Возможно, только экономика не входила в число его явных талантов. Страна, имеющая самые большие в мире запасы нефти, оставалась бедной, где в дефиците электроэнергия и простая вода.

Уго Чавес: «Шампунь на волосы, смыть, намылиться и прочее, или чем вы еще занимаетесь в душе? Лично мне трех минут вполне хватает».

Чавес решал проблемы сплеча. Чуть что порядок наводила армия. Но зато, когда в стране произошло наводнение, он расселил людей, потерявших кров, в своем президентском дворце. Недруги называли его диктатором-популистом, а недругов хватало после того, как иностранные корпорации потеряли монополию на венесуэльскую нефть.

Борьбе с врагами Чавес отдавался со всей страстью. По его глубокому убеждению, во всех вселенских бедах виноваты империалисты. По его словам, они даже жизнь на Марсе погубили. Президента Буша-младшего Чавес с трибуны ООН назвал дьяволом, после которого в зале пахнет серой. Но друзей Чавес заводил еще быстрее, чем наживал врагов.

Михаил Маргелов, председатель комитета Совета Федерации РФ по международным делам: «Он буквально завораживал и обволакивал, когда с ним доводилось лично общаться. Для меня это человек того же, наверное, уровня, что Боливар, Хосе Марти, Фидель Кастро. Это классический пассионарный латиноамериканский политический лидер, который бросал вызовы всему тому, что считал несправедливым и не отвечающим стратегическим интересам своей страны и Латинской Америки в целом».

В России он бывал часто, и не только в Москве. По столице Чавес катался в красной «Ладе Приоре». В Ростове-на-Дону за два часа визита на вертолетный завод успел перезнакомиться едва ли не со всем персоналом — от генерального до уборщиц, да еще и с местными казаками побратался. Навещая РУДН, где учились пятеро венесуэльских студентов, Чавес завел аудиторию пламенными речами и, конечно, танцами.

Несколько лет назад в Венесуэле по приказу Чавеса провели операцию «Дульсинея» — всем жителям бесплатно раздавали книгу Сервантеса «Дон Кихот». Чавес тогда сказал: у этого героя мы должны учиться стойкости. Возможно, команданте сам себя ассоциировал с этим последним рыцарем.

«Это был неординарный, сильный человек, который всегда смотрел в будущее», — так о Чавесе написал Владимир Путин, выражая соболезнования народу Венесуэлы. Траурную телеграмму в Каракас направил и премьер Дмитрий Медведев.

Что ждет Венесуэлу после смерти Уго Чавеса — новая борьба за власть или прежнее движение к социалистическому раю? Как будет реагировать нефтяной рынок на смерть команданте? Ответы на эти вопросы — в программе «Сегодня. Итоги» в 23:15 в прямом эфире на НТВ.Ru.

Связанные новости

Читайте также