В Псковской области создадут комиссию по отбору приемных родителей

01.03.2013, 23:00

Видеосюжет: Катерина Правдина
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

На вопросы НТВ в эксклюзивном интервью ответил вице-губернатор Псковской области Максим Жаворонков.

После двух трагических случаев с бывшими воспитанниками Печорского дома ребенка в Америке на территории всей Псковской области установлен мораторий на усыновление. Насколько долгим будет мораторий, какая судьба ждет брата погибшего Максима Кузьмина, который остается в США и как сказалась на работе органов опеки информационная возня вокруг Печорского детдома?

Об этом корреспондент НТВ Катерина Правдина говорила с вице-губернатором Псковской области Максимом Жаворонковым.

Катерина Правдина, корреспондент: Здравствуйте. Спасибо, что уделили нам время. Что сейчас происходит в Псковской области с усыновлением детей? Действительно ли объявлен мораторий или это просто приостановка процедур?

Максим Жаворонков, вице-губернатор Псковской области: На сегодняшний день по решению губернатора, действительно, установлен мораторий на все процедуры усыновления наших мальчиков и девочек в иностранные семьи. До того, как будет сформирована межведомственная комиссия. Задача этой комиссии будет производить отбор будущих возможных усыновителей.

Процедуры усыновления приостановлены все, за исключением тех, которые уже на сегодняшний день рассматриваются в суде. Как Вам известно, окончательное решение об усыновлении принимает суд. И в тех случаях, когда материалы об усыновлении уже направлены в судебном порядке, это усыновление не приостанавливается. Во всех остальных случаях, да, действительно, решение принято, и на территории Псковской области мораторий на усыновление наших граждан введен.

Катерина Правдина, корреспондент: Скажите, комиссия, которую Вы сейчас формируете, будет структурой администрации Псковской области и она станет работать вместе с отделом по опеке и попечительству?

Максим Жаворонков, вице-губернатор Псковской области: Это межведомственная комиссия. Она будет создана при администрации Псковской области. Ее задача — не решать вопросы усыновления конкретных детей в конкретную семью, а рассматривать, насколько та или иная семья может выступать в качестве усыновителей без привязки к конкретному ребенку. Какие отзывы имеются про усыновляющую семью, какие у них условия для проживания детей. Губернатор даже говорил, что члены комиссии в случае поступления негативной информации будут выезжать на место. То есть в страну, где живут, допустим, иностранные усыновители.

Катерина Правдина, корреспондент: Как дальнейшим образом будет развиваться ситуация вокруг Кирилла Кузьмина? Какие шаги будет предпринимать власть Псковской области?

Максим Жаворонков, вице-губернатор Псковской области: Наверное, меры уже предпринимаются. Органами опеки, Управлением по соцзащите Псковской области подано соответствующее заявление об отмене усыновления. Наше семейное законодательство (статья 141-я Семейного Кодекса) позволяет при определенных обстоятельствах ставить вопрос об отмене усыновления.

Такими обстоятельствами могут быть злоупотребление своими правами приемными родителями, жестокое обращение с детьми. В некоторых случаях, когда создаются условия, при которых невозможно полноценное физическое и нравственное развитие ребенка, также пишутся заявления об отменен усыновления. Вопрос об отмене усыновления может быть поставлен, даже когда усыновители законопослушны.

Такое заявление нами подано в Псковский областной суд, аналогичное заявление также направила прокуратура Псковской области. И мы рассчитываем на то, что в ближайшее время этот вопрос будет судом рассмотрен. Могу сказать, что прямо сейчас у суда возникли вопросы относительно подтверждения доводов, на которые мы ссылаемся в своем заявлении.

Наше заявление и заявление прокуратуры зиждется на активно муссируемой информации относительно жестокого обращения с Максимом Кузьминым в приемной семье. Мы исходим из того, что этот факт является установленным, пока мы не получим от уполномоченного по правам ребенка или по каналам МИДа иных доказательств.

Нам придется доказывать в суде, что с Кириллом Кузьминым жестоко обращаются, жестоко обращались с Максимом Кузьминым, что сложившаяся обстановка препятствует нормальному развитию Кирилла. Только в этом случае суд удовлетворит наши требования. Здесь мы, безусловно, рассчитываем на помощь МИДа и Павла Астахова.

Катерина Правдина, корреспондент: Как Вы оцениваете свои перспективы?

Максим Жаворонков, вице-губернатор Псковской области: Эту перспективу оцениваю приблизительно так же, как оцениваю перспективу возврата книг библиотеки Шнеерсона. Вам известно, что американский суд вынес решение, обязывающее РФ эти книги передать, однако РФ их не переедает. Если американская сторона не захочет принимать решение российского суда, она его не исполнит. И здесь, безусловно, исполнение — это отдельный этап, который невозможно будет реализовать без активной позиции МИДа.

Катерина Правдина, корреспондент: Не хотите ли Вы дождаться официального заключения того, что произошло?

Максим Жаворонков, вице-губернатор Псковской области: Мы считаем, что, в любом случае, то, что произошло и как позже развивались события, не позволяет нормально воспитывать Кирилла в этой приемной американской семье. Поэтому, с нашей точки зрения, если будет доказано жестокое обращение, возможности для отмены усыновления все равно остаются.

Может быть, выскажу мою личную позицию. Вообще наши дети не должны усыновляться иностранными гражданами. Задача наша состоит в том, чтобы те сироты, которые есть на территории области, страны, если они есть, усыновлялись российскими семьями.

Катерина Правдина, корреспондент: Даже в том случае, если это инвалиды, которые могли бы получить за рубежом квалифицированную помощь?

Максим Жаворонков, вице-губернатор Псковской области: «Я сталкиваюсь в своей практике с тем, что к нам обращаются обычные нормальные полноценные граждане, наши усыновители, с просьбой оказать материальную помощь в связи с необходимостью медицинских манипуляций, и в 90 процентов случаев мы выявляем, что эта медпомощь может оказываться на территории РФ в рамках оказания высокотехнологичной медпомощи. При этом семьи никакой материальной нагрузки они не несут, и мы можем компенсировать часть этих средств за счет федерального бюджета. Поэтому говорить о том, что есть заболевания, которые у нас в стране не лечатся, я бы сейчас не торопился.

Катерина Правдина, корреспондент: Как Вы оцениваете информационные баталии, которые сейчас развернулись после этих печальных событий?

Максим Жаворонков, вице-губернатор Псковской области: Наверное, вы правильно сказали, что это баталия. С моей точки зрения, она напоминает войну с ветряными мельницами. Совершенно непонятна цель. Для меня понятны негативные последствия, которые возникают. Находясь вот здесь, на месте, в Псковской области, оценивая ту информацию, которая муссируется, то, как она преподносится, я могу сказать, что она больше чем в 50 процентах случаев не соответствует действительности. Зачем это делается? С моей точки зрения, все связано с рейтингами.

Если подать какой-то жареный факт, имеется возможность привлечения внимания большой федеральной аудитории на ТВ, сайте в газете. Все это связано с лишним вниманием, дополнительными криками. Соответственно, раз внимания больше, можно больше заработать на рекламе. Так себе могу объяснить эти информационные баталии.

Мне очень больно, что мы с этим сталкиваемся. Мне очень больно, что в связи с этим (я уже не говорю про права госслужащих, право на честное имя, в первую очередь), распространяя эту информацию, нарушаем еще и права усыновленных детей. Есть такое понятие как тайна усыновления. Теперь вся страна знает настоящее американское имя Кирилла Кузьмина. А тайну усыновления, защищаемую законом во всех государствах, никто не отменял. Эта информация не подлежит распространению.

Кто допустил, что эта информация попала в свободное обращение и кто будет за это нести ответственность? Я хотел бы этим вопросом задаться. К сожалению, я для себя ответа на этот вопрос не нахожу. Поэтому во всех своих общениях со СМИ я выбираю (и для наших должностных лиц рекомендую) следующую линию поведения: идет проверка правоохранительных органов, эта проверка рано или поздно чем-то закончится, есть возбужденные Следственным комитетом уголовные дела по факту смерти Димы Яковлева Максима Кузьмина, есть проверки по факту усыновления, которые проводит и СКР, и прокуратура.

Их задача — перешерстить все обстоятельства, все факты, каким образом производилось усыновление, и выдать свою резюме, были нарушения или нет. Когда они выдадут его, и я, и соответствующие органы исполнительной власти области будут в состоянии комментировать и отвечать на вопросы. А до того момента практически все факты, о которых мы говорим, высосаны из пальца.

Катерина Правдина, корреспондент: Говорят, что процедура усыновления иностранными гражданами стоит 60–70 тыс. долларов. Слышали ли Вы об этих цифрах и что можете сказать?

Максим Жаворонков, вице-губернатор Псковской области: Я тоже, как и Вы, слышал, что такие цифры существуют. Эта информация берется от агентств, которые помогают иностранным гражданам в усыновлении. Как правило, они имеют лицензию в стране, где работают, а также разрешение нашего Министерства образования. Я предполагаю, что эта цифра соответствует средней сложившейся цене, которую усыновители платят этим самым агентствам.

Каким образом агентства эти суммы тратят, на что направляют, какова норма прибыли мне судить сложно. Я этого не знаю, мне трудно это обсуждать. Возможно, у кого-то возникает мысль, что часть этих средств тратится на чиновников, на суды и так далее. Но, на самом деле, меня больше волнует соблюдение буквы и духа закона при проведении усыновления.

Если все необходимые этапы будут соблюдены, то ни у кого не возникнет мысль, что чиновнику или судье не дай бог занесли. Если же эти нарушения проверяющими органами выявляются, тогда можно говорить, что здесь есть коррупционная среда и здесь могли средства передаваться. Но это опять-таки предположения. Пока не будет установлено четкого факта передачи денег, это все останется предположением.

Катерина Правдина, корреспондент: Каковы причины того, что происходит сейчас в обществе?

Максим Жаворонков, вице-губернатор Псковской области: Я вынужден в данном случае вернуться к дефициту душевных скреп. К великому сожалению, я делаю такие выводы для себя. Мне сложно себе представить на 100 процентов здоровое общество, где подобная тема вызвала бы до завершения проверки настолько активное обсуждение. У нас здесь где-то внутри то, что должно быть снаружи. Оно где-то очень глубоко спрятано, и мы об этом вспоминаем крайне редко. Когда нас лично касается, затрагивает беда, тогда мы вспоминаем. А когда это касается кого-то (Димы Яковлева, Максима Кузьмина, Кирилла), мы это воспринимаем, как еду.

Нам надо ее съесть, она вкусная. Оттого, что мы ее съели, большое количество людей пострадало. Но это мало кого интересует. И то, что эта „еда“», на самом деле, низкокалорийная и не полезна для организма, это вопрос философский. Я его обсуждать сейчас не готов. Да, не готов. И мы все не готовы.

Катерина Правдина, корреспондент: Максим Константинович, большое Вам спасибо за интервью.

Максим Жаворонков, вице-губернатор Псковской области: Вам спасибо большое.

Новости по теме

Читайте также