«Крайнюю тушку» для министра обороны освятил батюшка

19.02.2013, 20:32

Видео программы «Сегодня»

Конец истории: серийное производство самого массового реактивного самолета Советского Союза и России Ту-154 официально завершено. Последний собранный в Самаре лайнер передан заказчику — Минобороны.

Сегодня на самарском авиазаводе прошла церемония, во время которой отправился в историю самый массовый отечественный пассажирский самолет. Представителям Минобороны передали последний серийный Ту-154 — лайнер, четыре десятилетия остававшийся в стране главным на маршрутах средней дальности.

За эти годы была выпущена почти тысяча «больших тушек», как называли их пилоты. Этому самолету ставили памятники и посвящали фильмы. Но спроектированный еще в 1960-х Ту-154 уже давно безнадежно проигрывал молодым конкурентам — главным образом, из-за своей неэкономичности.

Главный минус — по-юношески здоровый аппетит: три двигателя «съедают» топлива в два раза больше, чем две турбины того же Boeing 737. Спасти ситуацию пытались в трудные 90-е. Проектировался вариант с двумя двигателями на крыле, как у конкурентов, но не сложилось. Подержанные Airbus и Boeing фактически стали «убийцами» Ту-154.

По словам корреспондента НТВ Сергея Савина, проводившего авиалегенду, заводской номер у «крайнего» (на заводе наотрез отказываются признавать его последним) серийного Ту-154 — 998. В действительности же за 40 с лишним лет «Авиакор» произвел более тысячи этих машин.

Этот самолет — для министра обороны. Технические нюансы, цветовую гамму военные готовы обсуждать, но интерьер — табу. В салон «тушки» заходит только батюшка, и то — в связи с производственной необходимостью. Но на выходе даже священник не сдержал эмоций.

Это могло случиться гораздо раньше, но серийное производство минимальными партиями дотянули до 2013-го. Всё, портфеля заказов больше нет, серийного производства тоже. На стапелях «Авиакора» остается еще три фюзеляжа Ту-154. Сейчас они находятся в состоянии консервации, но если появится заказчик, машины могут быть собраны. Впрочем, на заводе подчеркивают: долго ждать не будут, максимум — два года.

С уходом «тушки» ставку в Самаре делают на короткомагистральный Ан-140. Технологически машина проще, но перспективна для рынка авиаперевозок. При этом завод будет выполнять ремонтные работы находящихся в эксплуатации Ту-154 — в России и за рубежом их еще летает около сотни. Впрочем, по прогнозам экспертов, уже через 10 лет увидеть Ту-154, собранный не по спецзаказу, удастся только в музее.

Читайте также