Петербургский Союз художников считает конфликт с Ольгой Стожаровой раздутым и надуманным

04.02.2013, 21:00

Видеосюжет: Юлия Олещенко
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Как поступать с мастерскими и работами художников, которые умерли совсем недавно? Этим вопросам нужно озадачить современные творческие объединения на примере истории с выселением из мастерской матери художницы Ольги Стожаровой.

Конфликт, разгоревшийся между Союзом художников Петербурга и Верой Стожаровой — наследницей известной петербургской династии — затягивается. Стожарова не намерена отказываться от идеи организовать в бывшей мастерской своей матери на Васильевском острове фамильный музей.

Но помещение, принадлежащее Союзу художников, необходимо для работы другому мастеру. Тем более, как утверждают в организации, Вера Стожарова уже унаследовала мастерскую на Песочной набережной.

Мнения сторон — в репортаже корреспондента НТВ Юлии Олещенко.

В мастерской еще полгода назад принадлежавшей художнице Галине Вайман-Стожаровой, готовится к новоселью новая хозяйка. Из секции графики. Вселению предшествовал шумный скандал с полицией и прессой. Так что вещи покойной предшественницы пакуют энергично и в присутствии понятых.

Александр Трояновский, член Комиссии по мастерским Санкт-Петербургского Союза художников: «Описываем имущество, находящееся здесь, всякую мелочь оставляем здесь, а то, что ценное (буквально пять-шесть предметов) отвозим на ответственное хранение в Союз художников, где законный владелец предъявит свои документы и сможет их получить».

Дочь известной художницы Ольга Стожарова надеялась устроить здесь мемориальную мастерскую, посвященную прославленной творческой династии. После смерти матери обращалась в правление Союза художников с просьбой продлить аренду, даже внесла плату вперед на полгода.

Но ни авторитет бабушки и дедушки — знаменитых скульпторов Вайнмана и Харламовой, ни поддержка друзей ситуацию не изменили. В комиссии по мастерским Ольге Стожаровой посоветовали использовать собственную мастерскую и не раздувать шумиху.

Александр Сайков, председатель Комиссии по мастерским Санкт-Петербургского союза художников: «Для того чтобы создавать мемориальный музей художника, должно пройти минимум 50 лет. Мемориальную доску можно вешать лишь через 25 лет после смерти. Сколько у нас великих художников в Петербурге было. Были созданы музеи Куинджи, Аникушина и Шевченко. Все».

Юридически значимыми аргументами Ольга не располагает, а этические коллеги по цеху слушать устали. На мастерские у них живая очередь. Впрочем, по мнению авторитетного искусствоведа Александра Боровского, наличие выделенных метров, как и членство в союзе, далеко не всегда является залогом успешности мастера и увеличивает художественную ценность его произведений. Иными словами, а судьи кто.

Александр Боровский, искусствовед, заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея: «Страсти кипят и стоит ли говорить об этих болезненных делах? Наверное, стоит, потому что они говорят о нравах, которые сейчас в головах. Может быть, некорректно, но, честно говоря, нынешний уровень Союза художников и уровень тех великих стариков несопоставимы».

В этой небольшой мастерской на Песочной набережной Ольга Стожарова хранит практически все творческое наследие своих знаменитых предков. Но в Союзе художников пригрозили: если скандал не уляжется, Стожарова может лишиться и этих квадратных метров.

Ее деда в свое время тоже исключали из Союза художников. Хотя общий стаж членства в этой организации у трех поколений Вайнман-Стожаровых давно перевалил за полтора века. Отстаивая возможность создания музея, Ольга Стожарова вспоминает, как бабушка-скульптор учила ее кормить искусство, а не кормиться им. Говорит, такой же была и мама.

Ольга Стожарова, художник: «Очень важный момент. Когда она была после работы, она была абсолютно обессиленной. Это огромное количество энергии, которая вложена в каждую из этих работ, которые вот так сейчас лежат на полу. Это моя боль».

Часть работ Галины Вайнман-Стожаровой пополнит музейные коллекции. Будущее остальных пока неизвестно. Те, кто разделяют тревогу наследницы, говорят о необходимости создать в Петербурге специальную комиссию, занимающуюся проблемами сохранения «осиротевших» произведений искусства. Вопрос, насколько неформально будут решать судьбу шедевров? Ведь в действующем положении о Петербургском союзе художников соответствующий пункт давно имеется.

Читайте также