Взрыв в Грозном обезглавил республику

09.05.2004, 20:30

Ахмад Кадыров как-то говорил, что уже трудно сосчитать случаи попыток покушений на него.

Ахмад Кадыров как-то говорил, что уже трудно сосчитать случаи попыток покушений на него. Он также вспоминал, что за его голову боевики пообещали миллион долларов. И сегодняшнее убийство президента Чечни ставит Кремль перед ситуацией, с которой он еще не сталкивался. Подробности — у корреспондента НТВ Александра Колпакова.

Мощность политического тротила, сработавшего сегодня в Грозном, сравнима лишь с убийством Джохара Дудаева в 1996 году. Но сегодня бомба поразила практически все руководство Чечни. Многие тяжело ранены, а президент Кадыров погиб и будет похоронен завтра в родном селе. Здесь, в Центорое, состоялось, как теперь выясняется, и последнее прижизненное интервью Ахмада Кадырова за несколько дней до взрыва.

В последние годы для России он стал зрительным образом республики во всем своем противоречии. 52-летний Кадыров родился в религиозной семье и принадлежал к самому крупному чеченскому тейпу Беной. Карьеру, поначалу духовную, начал в 1991 году сразу после провозглашения независимости Чечни. В первую войну верховный муфтий поддерживал Дудаева и объявил джихад — священную войну России. Этого ему не простили многие, хотя те, кто работал с Кадыровым в последнее время, говорят об этом по-своему.

Анатолий Попов, с февраля 2003 года по март 2004 год — председатель правительства Чеченской республики: «Только сильный человек может признать свои собственные ошибки, изменить свое мировоззрение. И я думаю, что президент сказал — возмездие будет, этот человек заслуживает того, чтобы оно было, и оно будет неотвратимым».

Кадыров менял своих премьеров часто и быстро. Это многим давало повод подозревать его в авторитаризме. Казалось, он не доверял никому, кроме младшего сына, которого назначил начальником собственной охраны.

Ахмад Кадыров, президент Чеченской республики: «Я как-то даже собрал командиров, у него же есть группа командиров, я им сказал: у вас есть проработка, значит, случись с Рамзаном что-нибудь, мы не вечные все, кто его заменит? Есть у вас подготовленный человек на его замену? Они сказали: мы такого не найдем. Да, он не только справлялся, как бы не сглазить, он справляется не только в охране, он справляется еще во многих других гуманитарных вопросах».

Сегодня в Кремле Кадыров-младший принимал соболезнования от президента Путина.

Владимир Путин, президент РФ: «Фактически все эти годы он прикрывал собой и Чечню, и чеченцев. И уверенно вел свою республику к мирной жизни».

Чуть позже президент принял нынешнего премьера Чечни Сергея Абрамова. По Конституции, именно он до новых выборов становится руководителем республики.

Сергей Абрамов, временно исполняющий обязанности президента Чечни: «Сложно говорить. У нас были планы, но уверяю, что все планы будут реализованы».

Сергей Абрамов волнуется. Очевидно, не только от встречи с главой государства. Идя к высшей власти в республике, Ахмат Кадыров и его покровители расчищали политическое поле от других сильных фигур — возможных конкурентов, и когда случилось непоправимое, вся полнота власти оказалась в руках 30-летнего приезжего, совсем недавно ставшего премьером. В Москве рассчитывали только на Кадырова.

Ахмад Кадыров, президент Чеченской республики (фрагмент программы «Свобода слова»): «Подход сегодняшнего президента единственно верный. И назначение Кадырова, он знал, что я был с Дудаевым, что я был с Масхадовым, что я призывал к войне, он все это знал. Но единственный, кто мог встать против них, — это был Кадыров. Я должен защищать свой народ, который мне доверил свою судьбу. Я буду это делать. И буду защищать ихние права и со стороны федералов, и со стороны бандитов».

Сила сегодняшнего взрыва в Грозном многократно увеличена не только тем, что он одним ударом обезглавил республику. Когда такие события происходят 9 мая, в самый разгар святого для России праздника Победы, — это уже не просто вызов, это похоже на объявление новой войны. И праздновать Победу, получается, еще не время.