Борьба за Пражский Град вышла на финишную прямую

11.01.2013, 11:03

Видео программы «Сегодня»

Девять кандидатов претендуют на Пражский Град. Первые всенародные прямые выборы президента проходят в Чехии. Этот важный для страны процесс превратился в шоу.

В Чехии сегодня начнутся первые в ее истории всенародные прямые президентские выборы. Задумывалось, что это событие изменит всю политическую жизнь страны. По словам же действующего президента, процедура волеизъявления превратилась в шоу. Корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг рассмотрел главных героев-кандидатов и попытался определить жанр.

Генеральная репетиция перед чешскими выборами проходит на пражских подмостках. Эта опера по Карелу Чапеку для ее создателя Владимира Франца на ближайшие пять лет, возможно, станет последней работой в театре. Ведь его ждет, как надеется Франц, Пражский Град и президентское кресло. И уже внешность популярного кандидата, в народе прозванного Аватаром, говорит немало о нем и о самих выборах.

Владимир Франц, профессор Пражской театральной академии, кандидат в президенты Чехии: «Мои татуировки — это мое личное дело. А политика в сегодняшней Чехии тоже похожа на театр. И не то чтобы это был высокий жанр, скорее фарс, гротеск или современная трагедия».

Иван Младек, юморист, музыкант: «Да как можно всерьез выбирать такого в президенты! Представляете, как он будет смотреться, к примеру, с Обамой?»

Юмористу Ивану Младеку, во всем мире известному благодаря песне о Йожине с бажин, в родной Чехии нынче как-то и не до смеха, хотя вроде бы один кандидат комичней другого. Вот главный борец с ЕС Яна Бобосикова, едва не снятая с выборов из-за поддельных подписей (в списках выдвигавших ее лиц нашелся даже Микки-Маус).

Зато сняли с выборов Томио Окамура, чешского националиста японских, впрочем, кровей, призывавшего выслать всех цыган в Индию. Другие претенденты приличнее на вид, но не факт, что порядочнее. В стране, по европейским меркам погрязшей в коррупции, политиков с незапятнанной репутацией почти не найти.

Иван Младек, юморист, музыкант: «Стал бы я президентом, так первым делом обратил бы внимание органов на чешских политиков, поразительно озолотившихся! Они заслуживают только уголовного преследования».

Патрик Айхлер, политический обозреватель издания «Денник Референдум»: «Мы постоянно слышим, как богатеют чиновники высокого ранга, вопреки своим скромным зарплатам. То у главы Среднечешского края, продавившего лоббистский закон, найдут коробку с миллионами крон, то один из сенаторов получит четыре миллиона за то, что у себя в округе приватизировал канализацию. Эти байки тянутся с 90-х годов».

И фигуры на политической сцене — оттуда же. Экс-премьер Милош Земан считается фаворитом предвыборной гонки, хотя одновременно с ней сомнительные достижения его бывших министров расследует прокуратура. Но даже в сравнении с ними нынешнее правительство Петра Нечаса, урезающее в разгар кризиса социальные выплаты, задирающее налоги и пенсионный порог, для многих чехов — абсолютное зло. Сыграв на этом зле, нетрудно и вернуться во власть.

Милош Земан, премьер-министр Чехии в 1998–2002 гг. , кандидат в президенты: «Да, я из левых, упрекнет меня кто-то, но я прежде всего политик для всех людей. Я надеюсь, что за меня будут голосовать не из-за политической окраски. В конце концов, левый дурак во власти столь же опасен, как и правый дурак».

Согласно Конституции Чехии, у главы государства, скорее, представительские функции, но, судя по опыту Клауса, Гавела и Масарика, президент в новейшей истории Чехии не раз вершил ее судьбу, порой самым неожиданным образом.

Когда в 89-м, в разгар не предвыборной гонки, а «бархатной революции», на Пражский Град шел Вацлав Гавел, особых сомнений в его победе у чехов не возникало. Спустя четверть века в стране накануне первых в ее истории прямых президентских выборов две трети не знают, за кого отдадут свой голос. А вскоре этим вопросом им, возможно, придется задаться вновь: второго тура, вероятно, не избежать.

Связанные новости

Читайте также