Композитор-затворник импровизировал в наволочке в эксклюзивном репортаже НТВ

28.12.2012, 18:36

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Исполняется 85 лет Олегу Каравайчуку. Гениальный композитор, ведущий жизнь отшельника, сделал исключение и встретился со съемочной группой НТВ-Петербург.

Олегу Каравайчуку — советскому и российскому композитору — сегодня исполняется 85 лет. Автор музыки ко многим фильмам и спектаклям начал писать в раннем детстве. В семь лет играл в присутствии Иосифа Сталина, в будущем это спасло его отца от лагерей.

Каравайчука называют человеком-мифом. Один из самых талантливых и известных композиторов современности ведет жизнь затворника. Сегодня, правда, маэстро встретится со зрителями на «Ленфильме». Творческий вечер организовали друзья композитора.

Олег Каравайчук никогда не отмечает свой день рождения и редко дает интервью. Но для телекомпании НТВ сделал исключение.

О детских воспоминаниях, отношении к современной музыке и наволочке на голове мастер рассказал корреспонденту Илье Звереву. Подробности — в репортаже.

Бизнес-класс «Сапсана» Олегу Каравайчуку пришелся по вкусу. Последнее время он мало играет, еще реже куда-то выбирается, а тут вдруг решился на гастроли в Москве. Традиционный берет и свитер задом наперед. Маэстро не изменяет себе. В дороге нахлынули воспоминания из молодости.

Олег Каравайчук, композитор: «Ты сидишь на валуне и вдруг видишь: постепенно из воды поднимаются три девчонки. Они видят тебя и понимают, что они почти что голенькие. Брызгаются и идут как ни в чем не бывало, садятся тоже на валун. Сидишь так часа два… Такая гармония».

Чувство гармонии не только в музыке для Каравайчука всегда было важно. Именно поэтому, садясь за рояль, он накрывается наволочкой. Со стороны выглядит странно, но так он ограждает себя от внешнего мира, чтобы остаться наедине с музыкой.

Олег Каравайчук всю жизнь связан с кино. Он автор саундреков к фильмам Сергея Параджанова и Киры Муратовой, работал с Сокуровым и Авербахом. Всего 54 картины и почти все сделаны на «Ленфильме». Однако маэстро не всегда оставался за кадром. Первое явление Каравайчука народу в фильме «Люблю тебя, жизнь». Роль небольшая, но его сложно не узнать.

В 70-х он был буквально нарасхват. Когда работал над знаменитым «Монологом» Авербаха, режиссеру сначала не понравилась его музыка, и он передал записи Юрскому для спектакля в БДТ. Спустя какое-то время уже на монтаже Авербах все-таки передумал. В итоге одна и та же музыкальная тема одновременно шла и в кино, и на театральных подмостках.

Про Каравайчука ходит множество легенд. Он постоянно скандалил с начальством, презирал консерваторию и принципиально не сдавал партитуры. О том, каким был маэстро в молодости, хорошо помнит его давняя подруга — балерина Алла Осипенко.

Алла Осипенко, балерина, народная артистка РСФСР, лауреат премии «Золотой софит»: «Тот, что бегает по театру в ушанке, ухо заброшено на шляпу и, по-моему, он был даже в валенках. И я спросила, что неужели этот сумасшедший, кто бегает, это и есть тот самый композитор. И тут я поворачиваюсь и вижу, что он стоит сзади меня».

Такого поворота событий Каравайчук не выдержал — устроил скандал на весь Кировский театр. Кончилось дело тем, что спектакль с его музыкой вышел под другой фамилией — Самозванов. Маэстро и сейчас очень придирчив во всем: перед концертом тщательно выбирает инструмент и впервые садится за электронный рояль.

Маэстро не любит вопросов о возрасте. Говорит, проживу еще 200 лет. Новый концерт он запретил рекламировать как юбилейный. Каравайчук давно известен публике своими выходками. То отгородится от всех простыней, то опоздает, а то и вовсе отменит выступление. За это организаторы потом получают повестки в суд.

Организаторы выступления на этот раз решили не рисковать. На афише вместо концерта написали авторский вечер. Мол, не ждите, что маэстро будет играть для вас полтора часа подряд. Оно и понятно: ему за 80, и каждый концерт — это уникальная импровизация. Все зависит от настроения, публики и атмосферы в зале.

Пока Каравайчук репетирует с балериной, в Малом зале филармонии уже яблоку негде упасть. Маэстро немного поиграл вначале, потом извинился и попросил включить записи: инструмент на сцене оказался не тот.

Олег Каравайчук, композитор: «Этот концерт — халтура, это глубокий подвод меня. Концерт должен был быть живым, но я на этих роялях не играю».

И лишь немногие стали свидетелями его импровизированного мастер-класса. Как не надо играть — на примере европейских музыкантов.

Читайте также