Александр Нечаев — об итогах телевизионного года

18.12.2012, 20:25

В газете «Ведомости» появился очень обсуждаемый материал: впервые в истории телевизионных наблюдений НТВ по итогам года обгоняет Первый канал по популярности. Программный директор НТВ, заместитель гендиректора телекомпании Александр Нечаев прокомментировал эту новость.

— Свою задачу мы всегда определяли вполне четко: не гнаться за какими-то иллюзорными призовыми местами, а делать канал с удобной и интересной зрителю сеткой вещания. По итогам завершающегося года НТВ сохраняет объем аудитории на среднем уровне 2009–2011 гг. , со среднегодовой долей 14,8%. Как видите, 2012-й не стал для нашего канала каким-то прорывным — скорее наоборот, стабильным и прогнозируемым.

— Как же тогда получилось, что НТВ на первом месте по итогам года?

— Это вопрос не по адресу. Несколько лет назад, по итогам 2007 года, у Первого канала доля составляла 22,2%, а у «России-1» (тогда просто «России») — 18,2%. НТВ довольствовалось приличным третьим результатом — долей 14,9%. В этом году примерно того же показателя хватило для первого места.

— Первый канал заявляет, что перешел на «другую аудиторию». Можете пояснить?

— Действительно, год назад Первый объявил о смене аудитории с «18+» на «14–59». Что это значит? Любой канал определяет целевую аудиторию — зрителей, на которых рассчитан и их продукт, и реклама товаров их рекламодателей. Раньше все федеральные каналы ориентировались на наиболее массового зрителя — всех совершеннолетних россиян, или «18+». Теперь же своей целевой аудиторией Первый считает не всех совершеннолетних россиян, как раньше, а лишь их часть, от 14 до 59 лет. Но если судить по данным TNS, первое место и по этому сегменту аудитории — у НТВ: доля в 2012 году — 13,2%.

Не могу не отметить, что в статье «Ведомостей» многое смешалось в одну большую головоломку: показатели берутся то за 11 месяцев текущего года, то за 11-й месяц. Аудитория, по которой приводятся цифры, выбрана почему-то как «4+», то есть россияне старше четырех лет. При том, что ни НТВ, ни Первый канал, ни «Россия-1» по этой аудитории не измеряются и не продаются, а у НТВ зрителей младше 18 лет практически нет — мы как раз всегда ориентировались на совершеннолетних.

— Первый канал не раз заявлял о своем недоверии к существующей системе телеизмерений и даже приводил ссылки на некий «другой телевизионный рейтинг». Что имеется в виду?

— НТВ не использует в своей работе опросов, результаты которых не признаются рекламодателями. Вместе с тем действующего измерителя можно и нужно проверять. О несовершенстве и необходимости развития существующей системы измерений говорилось немало, но на днях завершилась масштабная ее проверка, которую совместно инициировали три ведущих профессиональных объединения — АКАР, РусБренд и Национальная ассоциация телевещателей. Аудит проводили несколько независимых международных компаний и экспертов из ЕС. Так вот по итогам проверки, длившейся более полугода, российская система телеизмерений прошла международную экспертизу без особых нареканий.

Хочу добавить, что НТВ проводит и собственные исследования. В этом году совместно с российским подразделением компании GfK мы установили в нескольких крупных городах собственные ТВ-метры, причем в количестве, превышающем установленные TNS, и рекрутировали выборку в соответствии со свежими данными Росстата. Наши параллельные замеры с применением той же методологии исследования, но большей точностью данных, не выявили никаких принципиальных отличий в предпочтениях зрителей в сравнении с данными TNS.

— Александр, так как оценивать результаты завершающегося года?

— Год был непростой, но интересный. Канал НТВ сохранил свою аудиторию и позиции на телевизионном рынке. Наступающий год обещает быть еще интереснее: конкуренция усиливается, а это всегда идет на пользу зрителю, ведь каждый канал стремится завоевать его внимание, предлагая новые, еще более яркие форматы и идеи. Так что в новом году включайте телевизор и смотрите то, что вам интересно. Ведь именно вы и ваши пульты определяют, каким будет российское ТВ. С наступающим!

Читайте также