Пилоты «Суперджета» влетели в гору под «гипнозом»

18.12.2012, 20:20

Видео программы «Сегодня»

Сегодня в Москве и Джакарте с разницей в несколько часов поставили точку в расследовании крайне болезненной для России авиакатастрофы. К крушению лайнера «Сухой Суперджет — 100» привели ошибки, допущенные и пилотами, и диспетчерами.

Сегодня в Москве и Джакарте с разницей в несколько часов поставили точку в расследовании крайне болезненной для России авиакатастрофы. Полгода назад во время демонстрационного полета в Индонезии о склон горы разбился новейший «Сухой Суперджет — 100».

К катастрофе, согласно результатам индонезийского расследования, привела совокупность ошибок. Причем все они были сделаны людьми, а техника в трагедии не виновата. Российская сторона с выводами о человеческом факторе в целом согласилась.

Корреспондент НТВ Гарри Княгницкий восстановил хронологию последних минут полета. Незадолго до катастрофы «Суперджет» стал разворачиваться в сторону аэродрома, но высота для захода на посадку оказалась слишком большая, и экипаж запрашивает у диспетчера разрешение снизиться по спирали до шести тысяч футов. Тот дает добро, хотя минимально допустимая высота здесь 6900.

Позже выяснится: наземные службы полагали, что сопровождают не гражданский «Суперджет», а истребитель Су-30 индонезийских ВВС. Местным пилотам гористый рельеф должен быть хорошо знаком, поэтому предупреждать их о возможном столкновении с вершинами скал излишне.

В кабине самолета в этот момент за спинами летчиков находился посторонний: пилот авиакомпании покупателя знакомился с новой для себя техникой. Командир воздушного судна вынужден взаимодействовать и с пилотом авиакомпании, и со вторым пилотом.

Отвлекшись, пилоты оказываются в опасной зоне. Прямо по курсу — гора Салак. Экипаж ее не видит, поскольку «Суперджет» летит в плотных облаках, но столкновения все равно можно было избежать. «Суперджет» оборудован системой TAWS, которая предупреждает пилотов о возможном столкновении с землей. Даже если бы летчики среагировали через 24 секунды после первого предупреждения, гору можно было перелететь. Но командир экипажа Александр Яблонцев принял другое решение. После семи срабатываний он просто выключил систему.

Павел Власов, генеральный директор летно-исследовательского института им. М. М. Громова: «Коллега, местный пилот, говорит: „Да здесь все равнина“. Экипаж видит красный сигнал и, загипнотизированный тем, что ему подтвердили, что здесь ничего нет и быть не может, тем, что ему диспетчер разрешил снижение до шести тысяч футов в этом районе, принимает решение о том, что система отказала».

Проходит еще примерно полминуты, и «Суперджет» на скорости около 500 километров в час врезается в гору. Погибают все 45 человек, находящихся на борту, в том числе восемь россиян.

Подробности — в репортаже.

Связанные новости

Новости по теме

Читайте также