Скандал исчерпан: «экстремальная» выставка Чепменов бьет рекорды посещаемости в Эрмитаже

12.12.2012, 14:21

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Михаил Пиотровский пригласил журналистов на выставку британских художников, на которую пожаловались граждане. Прокуратура завершила проверку, но мракобесия, экстремизма и прославления фашизма в инсталляции Чепменов не увидела.

Прокуратура Петербурга поставила точку в очередном нехорошем для имиджа Петербурга скандале. В выставке братьев Чепмен — британских радикальных молодых художников — признаков экстремизма не обнаружено. Об этом накануне заявил директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

На специально созванной пресс-конференции он сделал еще одно принципиальное заявление. Главный музей Петербурга больше не намерен оправдываться. На жалобы неравнодушных ценителей искусства Эрмитаж будет выдвигать встречные иски о защите деловой репутации.

Корреспондент НТВ Андрей Курицын с подробностями.

На Западе братья Чепмен давно известны как художники радикальные, неоднозначные и весьма провокативные. Эдакие хулиганы от искусства. В России о них знали мало до тех пор, пока Михаил Пиотровский не привез в Петербург эту грандиозную инсталляцию со сложной судьбой.

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: «„Конец веселья“ — это наше название, которое мы с ними согласовали. Потому что эта вся инсталляция когда-то называлась „Ад“. Она у них сгорела. Они сделали новую и назвали ее „Гребаный ад“. Это в переводе на русский. По-русски такого названия выставке было давать нельзя. Да и английское название экспозиции Fucking Hell нельзя писать на воротах Эрмитажа».

В Петербурге «Конец веселья» стал началом для прокурорской проверки. Городское надзорное ведомство неравнодушные ценители искусства завалили однотипными, написанными словно под копирку жалобами: мол, экспозиция оскорбляет чувства верующих и направлена на возбуждение вражды и ненависти. Особо отметили: распятого на кресте клоуна — это символ известного ресторана быстрого питания. И Гитлер на пленэре тоже не понравился.

Дмитрий Озерков, руководитель отдела современного искусства Государственного Эрмитажа: «Есть совершенно нелепые доводы. Например, изображение, где семь Гитлеров пишут обнаженную натуру на природе. По мнению людей, это изображение является кощунственным изображением Нагорной проповеди Христа. Если так пойдет дальше, то в зале античных мраморов у скульптур придется перевязывать, цензурировать какие-то места».

Своими жалобами недоброжелатели, сами того не подозревая, подогрели интерес к выставке братьев Чепмен. Накануне, в день начала прокурорской проверки, на выставке было зафиксировано около 700 посетителей. Это в три раза больше обычного.

Прокуроры признаков экстремизма в работе Чепменов не обнаружили. Кресты оказались языческими орудиями казни, а упыри, восставшие из Преисподней, теми же нацистами. Зато посетители живо представили себе, чем стал бы мир, если бы победил фашизм. Правда, некоторые посетители сегодня все же нашли нечто доброе в этом беспросветном адском ландшафте.

Раиса Кутузова, посетитель выставки: «Она действительно антифашистская, она действительно призывает людей беречь эти кусочки зеленых деревьев, кусочки красоты, которые есть на земле. Они же их тоже показали».

Джейк и Динос Чепмены шумиху вокруг своей инсталляции прокомментировали со свойственной им иронией: принесли петербуржцам «экстремальные» извинения. А Михаил Пиотровский пообещал привезти и другие работы британских хулиганов. Мол, скандал этим художникам только на руку.

Читайте также