Архитекторы придумали, как осовременить исторический центр Петербурга

14.11.2012, 14:48

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Северной столице обсудили концепции развития Северной Коломны и Конюшенной площади. Фантазией мастеров удивлялся корреспондент НТВ.

В Петербурге могут появиться тоннель под Невой, фонтаны на Марсовом поле, а университет физической культуры имени Лесгафта, возможно, снесут. Лучшие проекты развития исторических кварталов рассматривали накануне вечером в Смольном.

Компетентное жюри, в состав которого вошли строители, общественники и деятели культуры оценивало семь проектов. Они предполагают реконструкцию кварталов вокруг Конюшенной площади и в Северной Коломне. Смелости авторам проектов не занимать.

Корреспондент НТВ Андрей Курицын удивлялся вместе с членами жюри.

Организаторы и участники конкурса сразу оговорились: это обсуждение не окончательных проектов, а концепций. И принципиальные условия для всех архитектурных бюро одни и те же: это сохранение культурного наследия, реновация ветхих жилых кварталов и новый альтернативный транспорт.

Горячее желание освободить исторический центр от автомобилей читалось во всех без исключения проектах. Один из самых смелых вариантов предложила мастерская Литвиновых: архитекторы решили сделать Дворцовую набережную пешеходной, а поток машин загнать в тоннель под Невой.

Копнули поглубже и другие участники конкурса. Мастерская «А. Лен» предлагает построить тоннель под Большой Конюшенной, а «Генпроект» мечтает спрятать автомобили и туристические автобусы под Марсово поле и Конюшенную площадь.

Освободившиеся улицы архитекторы щедро раздали велосипедистам и прочим любителям альтернативных способов передвижения. Эта футурология несколько смутила главу комитета по охране памятников. И Александр Макаров даже усомнился, стоит ли отдавать под эти архитектурные фантазии самый центр культурной столицы.

Александр Макаров, председатель КГИОП: «По вопросу территорий были у нас споры. Мне почему-то казалось, что более целесообразно было бы рассмотреть вопрос о реновации жилых массивов между Витебским вокзалом и Фонтанкой. Но пришли к такому мнению».

Увлекшись архитектурными формами и транспортом, участники дискуссии не забыли об исторических ассоциациях. И здесь тоже не обошлось без оригинальных идей.

Никита Явейн, руководитель архитектурной мастерской «Студия-44»: «Мы, допустим, предлагаем Александра III поставить на Конюшенную площадь. Она сразу получит некий смысл: император будет смотреть на место гибели своего отца, а мы знаем, что именно это сформировало все его мировоззрение».

Архитектор Никита Явейн подошел к решению задач комплексно. Он предлагает объединить оба квартала и Конюшенную, и Коломну с Новой Голландией в единое целое. При помощи двух пешеходных улиц — Галерной и Миллионной. Вдоль них будет создана полоса для движения на велосипедах и электрокарах. А на Миллионной и вовсе может возродиться совсем уж позабытый конный трамвай.

Никита Явейн, руководитель архитектурной мастерской «Студия-44»: «Какими лекарствами мы собираемся пользоваться? Одним сильным и другим менее сильным, но более эффективным. Первое лекарство — это пешеходная улица. Это очень опасное лекарство. Когда их много возникает, проницаемость транспорта ухудшается, возникает куча проблем. Другое лекарство, которое, как мне кажется, нужно для города — раскрытие дворовых пространств, создание капилляров, которые свяжут транспортные улицы с пешеходными».

Финансовую сторону дела сегодня не обсуждали, но известно, что город готов вложить в реновацию исторического центра около 70 миллиардов рублей. А частные инвесторы раскошелятся почти на полмиллиарда евро. Эксперты комитета по охране памятников сегодня поддержали проекты «Студии 44» и мастерской Литвинова. Скорее всего, они и станут победителями. Результаты голосования объявят уже сегодня.

Выбранные проекты пройдут испытание чем-то вроде общественных слушаний. Весь следующий год концепции будут обсуждаться в Интернете и на реальных выставочных площадках. А для градозащитников это, конечно, хорошая возможность как следует изучить и раскритиковать смелые фантазии архитекторов.

Читайте также