Манифест Брейвика без купюр огласили со сцены

01.11.2012, 11:49

Видео программы «Сегодня»

В Германии озвучили речь одного норвежца, которого считают едва ли не главным злодеем всей Скандинавии.

В Берлине состоялась премьера моноспектакля по манифесту Андерса Брейвика. Речь идет о том самом тексте, который убийца 77 человек зачитал в финале судебного процесса. В августе дальше зала заседаний тезисы Брейвика не пошли. Теперь, озвученные актрисой-турчанкой, они стали достоянием широкой публики. Скандал грянул незамедлительно. Корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг рассмотрел эстетические и этические стороны постановки.

Едва ли когда прежде столь широкий зрительский интерес завоевывался столь малыми средствами. Трибуна, рампа, распечатка текста — вот и весь театр одного актера. Зато какого!

Из манифеста Адерса Брейвика: «Я говорю здесь от имени всех тех норвежцев, скандинавов и европейцев, которые не хотят мириться с тем, что чужаки отнимают у нас наши культурные, этнические и территориальные права…»

Это премьера вдвойне. Манифест идейного убийцы Андерса Брейвика, который суд разрешил зачитать в зале заседаний только в отсутствие журналистов, актриса Саша Зойдан впервые оглашает без оговорок и купюр. Тем сложнее заметить хоть что-либо общее между рожденной в Германии турчанкой и норвежским террористом, зовущим к борьбе с исламизацией мира, за чистоту европейской расы.

Саша Зойдан, актриса: «Я хотела, чтобы каждый принял всерьез содержание этого текста и призывы его автора. Ведь сталкивались мы с ними на самом деле чуть ли не ежедневно, предпочитая не обращать на это внимания, покуда не было трагических последствий».

Перед представлением в Берлине команда режиссера Мило Рау планировала и премьеру в Веймаре. Но в крупнейшем в городе Национальном театре, узнав, что предлагается вместо сценария, в последний момент испугались и отказались предоставить сцену. В итоге ею послужил зал соседнего кинотеатра, а рекламой — возмущения в прессе: зачем тиражировать идеи фанатика-террориста?

Ева Берендт, театральный критик: «После спектакля они еще на полном серьезе обсуждали суть его манифеста. Но почему ж никто не дискутирует о том, что он убил 77 человек? Хочется спросить: где ваше чувство меры?»

Мило Рау, режиссёр: «Да, нас и сегодня упрекали в спекуляциях на крови, на скандале. Но вокруг самой фигуры Брейвика такой ореол скандальности, что мы-то, наоборот, пытаемся его снять и спокойно взглянуть на его манифест: с чем мы имеем тут дело, как эти мысли возникли?»

Переполненный артхаусный театр рассчитан явно не на массовую публику. Тут и создатели спектакля, и зрители вторят друг другу: трагедия не в националисте Брейвике, а в том, что он во многих из нас.

Связанные новости

Новости по теме

Читайте также