Искусствоведам подарили сокровища императорских дворцов

26.10.2012, 18:18

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В музее-заповеднике «Царское Село» выставили редкие предметы интерьера и декоративно-прикладного искусства. Два экспоната музею отдал бизнесмен Михаил Карисалов, который собирал эту коллекцию в течение двух десятилетий.

Собрание Царского Села пополнилось двумя ценными экспонатами. Их преподнес в дар музею-заповеднику частный коллекционер. Ваза из порфира и столик из красного дерева XVIII века были приобретены бизнесменом за границей. Как и большинство предметов искусства их вывезли из России за рубеж в начале прошлого века.

О ценном подарке рассказывает корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Когда создавалась выставка «Сокровища частной коллекции», специалисты втайне надеялись на подарок. Рассчитывали именно на скромный на первый взгляд столик-бобик. Кстати, забавное название происходит не от собачьей клички, а от формы боба.

Ираида Ботт, куратор выставки, зам. директора по научной и просветительской работе музея заповедника «Царское Село»: «Такой неказистый предмет — столик-бобик, но нам очень дорог. Он замечательный потому, что у него царскосельские номера».

Надежды оправдались. Столик-бобик и правда перешел в собственность заповедника. Дарителем оказался давний друг музея, который до сих пор был неизвестен широкой публике. Посетители этой выставки фамилию владельца экспонатов смогут узнать только в каталоге, изданном на деньги коллекционера. Михаил Карисалов — бизнесмен. Говорят, занимается переработкой нефти. Масштабную коллекцию антиквариата ему удалось создать за сравнительно небольшой период — 20 лет.

На выставке представлена лишь треть частного собрания. Большая часть вещей — из дворцов, в том числе императорских. Например, этот комод из мебельного убранства Зимнего. Его сделали в мастерской Мейера в 1800 году. А канделябры с позолоченной бронзой — из Юсуповского. Роскошные предметы были вывезены из страны еще в 20–30-х годах прошлого века.

Поражает не только сама коллекция Карисалова, но и реставрация, проведенная музейными специалистами на самом высоком уровне. Как говорят сотрудники Царского Села, это достаточно редко явление для частных собраний. Чаще владельцы проводят так называемую коммерческую реставрацию, которая, по сути, убивает налет времени — то, что делает вещь по-настоящему антикварной.

Все, что представлено на выставке, в быту, конечно, не используется. Рассказывают, что к старинным вещам в семье Карисаловых относятся трепетно. И, например, десертные тарелки в готическом стиле из дворца «Коттедж» на обеденный стол никто не ставит — хранят за стеклом.

Еще для выставки в Зубовском флигеле меценат предоставил предметы этрусского сервиза. И скульптуру кота, вылизывающего лапу. Животное, созданное на Императорском фарфоровом заводе, имеет особую ценность.

Ираида Ботт, куратор выставки, зам. директора по научной и просветительской работе музея заповедника «Царское Село»: «Таких котов в природе четыре. После изготовления четырех штук, двух коричневых, одного голубого в глазури и одного в бисквите неглазурованного, форму уничтожили».

Один из коричневых котов — подарок вдовствующей императрице Марии Фёдоровне. Именно этого или все-таки другого нынешние владельцы скульптур могут только поспорить. Кстати, дружба коллекционера с музеем тоже началась с подарков. Меценат преподнес Царскому Селу живописный портрет Аристарха Кашкина.

Искусствоведы тогда впервые увидели изображение управляющего императорской резиденции времен Екатерины II, о котором до сих пор только слышали. Сейчас он хранится в запасниках. Из других интересных презентов — ваза Колыванской фабрики, которую музейщики присмотрели во Франции.

Ираида Ботт, куратор выставки, зам. директора по научной и просветительской работе музея заповедника «Царское Село»: «Мы были чрезвычайно обрадованы, когда в совершенно замечательных руках в парижской галерее „Попов“ обнаружили вазу из каргонского порфира, а Михаил Юрьевич Карисалов помог получить ее в коллекцию музея».

Сам Карисалов опять остался за кадром. Дела заставили уехать в Сибирь. Впрочем, для публики все-таки важнее увидеть не самого коллекционера, а его редкое собрание.

Читайте также