Михайловский театр представляет черно-белый взгляд на «Евгения Онегина»

22.10.2012, 19:36

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Петербурге проходят репетиции оперы Чайковского, которую ставит драматический режиссер Андрей Жолдак, известный своей новаторской манерой.

В Михайловском театре Петербурга идут последние репетиции перед необычной премьерой. Известный своими провокационными спектаклями украинский режиссер Андрей Жолдак представит свое видение оперы «Евгений Онегин». В этой постановке, где события разворачиваются в одном помещении, нашлось место даже стиральной машине.

Корреспондент НТВ Павел Рыжков удивился.

Эй Джей Вайссбард на глаз определяет правильность освещения. Для художника по свету в новом «Евгении Онегине» важны все нюансы. Чтобы залить сцену разными оттенками белого, понадобилось несколько пультов и компьютеров. Для сверки — видеофиксация. Американец уверяет: световая партитура «Онегина» прочно связана с его драматической стороной. Основная линия — движение от света к тьме.

Андрей Жолдак создал на сцене сюрреалистические картинки — мечты и надежды Татьяны о будущем. Образное решение — яблоневый сад.

Моника Пормале, сценограф: «Сценография — это ключевое слово, это такая небесная красота. И, конечно, сад там очень хорошо вписывается».

В поместьях, да и в Михайловском в Пушкинских Горах, всегда цвели яблони. Поставив только что чеховский «Вишневый сад», в «Евгении Онегине» Жолдак создал свой метафорический парафраз. Ветки с цветами в раскрывшемся от ветра окне становятся для Татьяны знаком любви.

Андрей Жолдак впервые ставит оперу. Для состоявшегося в драматическом театре режиссера «Евгений Онегин» — новый период в творческой жизни.

Андрей Жолдак, режиссер-постановщик: «Художник, как говорил Дали, должен мыслить как художник. И хороший художник — это всегда и писатель, и композитор, и контактор внутри себя. Я не ощущаю никакой катастрофы. Конечно, в опере есть специфика, но это быстро обучаемо».

Для Михаила Татарникова образцом всегда был спектакль Темирканова в Мариинском. Но, следуя классическому примеру, он все же готов идти на компромисс.

Михаил Татарников, главный дирижер Михайловского театра: «У меня очень четкий взгляд на „Евгения Онегина“. И если я буду только ему следовать, я буду не согласен вообще со всем, что происходит всюду, не в одной постановке. Естественно я пытаюсь находить и понимать задумки. Что-то мне очень нравится. И если это сложно музыкально, но оправдано, я постараюсь пойти на встречу».

На сцене у Жолдака появляются неожиданные акценты: бусы рассыпаются по полу, из стиральной машины вынимают белье. Татьяна разбивает вазу, которых только для первых репетиций заказали десяток. Здесь режиссер не выдерживает и вмешивается в процесс, чтобы провести мастер-класс. Энергетика, привнесенная в спектакль Жолдаком, чувствуется уже на репетиции.

В театре уверяют, что справились не только с извечной проблемой — подобрать достойного исполнителя партии Ленского, но и нашли еще тройку прекрасных голосов для остальных героев. В этой постановке все партии главные. Более того, Михайловский подготовил сразу два состава исполнителей центральных ролей.

Андрей Жолдак, режиссер-постановщик: «У нас вчера был момент дискуссии на тему того, как закончить спектакль. Я не раскрываю секрет. Я показал финал главному дирижеру, который был под вопросом. И многие в театре шептались, что это невозможно. Но Михаил Татарников сказал, что такой финал нужно делать, потому что он трогает».

Однако как стало известно, для последнего действия выбрана темная цветовая гамма. Нам удалось снять за кулисами готовых выйти на дуэль главных героев. В этой постановке Онегин будет в черном, а Ленский в белом. Правда, неизвестно, как в эту черно-белую палитру спектакля впишется сцена бала, где звучит знаменитая ария Онегина «Кто там, в малиновом берете».

Читайте также