Тамбовская земля хранит ужасы лагерей НКВД

26.09.2012, 11:40

Видеосюжет: Ольга Чернова
Видео программы «Сегодня»

В тамбовские леса, где находился самый крупный фильтрационный лагерь НКВД, привезли камень из Люксембурга.

В Тамбовской области появился камень из Люксембурга. Кусок скальной породы из европейской страны стал частью мемориала солдатам, которые в годы Второй мировой воевали на стороне гитлеровской Германии, попали в советский плен и там погибли. Малоизвестные страницы истории изучила корреспондент НТВ Ольга Чернова.

Памятник люксембуржцам, погибшим в советском плену в годы Второй мировой войны, местные власти разрешили установить у маленькой железнодорожной станции «Рада», что в 10 километрах от Тамбова. Именно сюда 70 лет назад приходили сотни эшелонов с военнопленными. Теперь об этом напоминает крест из люксембургской стали и надписи на русском и французском языках: памяти наших насильственно завербованных сыновей, жертв нацизма.

В Тамбовской области в годы войны была создана сеть лагерей для военнопленных. Самым крупным считался фильтрационный лагерь НКВД №188, расположенный в лесу у станции «Рада». Только в 90-е годы места массовых захоронений пленных солдат и офицеров власти рассекретили и разрешили обозначить безымянные могилы крестами.

Через лагерь №188 с 42-го по 46-й годы прошли десятки тысяч военнопленных. Это солдаты более 20 национальностей: немцы, венгры, итальянцы, французы. Среди них и тысячи люксембуржцев. До сих пор неизвестно, сколько человек захоронено в этом лесу. Двухметровые земляные отвалы, заросшие кустарником, — это бывшие стены лагерных бараков-землянок.

Военнопленных в Тамбовскую область в основном доставляли из-под Сталинграда, обмороженных, больных дистрофией, дизентерией и туберкулезом. По архивным сводкам НКВД, только с января по ноябрь 43-го года в лагере №188 умерли 14,5 тысяч человек.

О том, что в тамбовские лагеря попали не только военные преступники, но и солдаты поневоле, свидетельствует чудом сохранившаяся коллекция рисунков военнопленных. Зарисовки лагерных будней и портреты узников после войны долгие годы тайно хранил замполит моршанского лагеря НКВД.

Бабушке Саше в 43-м было 19 лет. Ее семья жила недалеко от станции «Рада». По ее словам, местные жители пленных жалели, считали их жертвами войны, приносили им молоко и хлеб.

Читайте также